Вы - новичок

и хотите больше узнать о движении или вступить в него

Вы - активист

и вас интересует жизнь движения

Вы - инвестор

и вы заинтересовались проектами движения и возможностью финансирования

Вы - журналист

и ищете информацию или хотите взять интервью

Учение о ноосфере

Дата опубликования статьи: 04.10.2006

Идея о Ноосфере — “Сфере Разума”, закономерно возникающей как высшая стадия эволюции Биосферы, ассоциируется в первую очередь с именем великого русского учёного В. И. Вернадского. Он является общепризнанным создателем учения о Биосфере , которое во второй половине ХХ века обрело статус научной теории и завоевало общее признание мировой науки. С учением о Ноосфере дело обстоит сложнее. Идеи Вернадского о ноосфере разбросаны по многим его сочинениям, но законченного труда, в котором представления о ноосфере были бы изложены с такой же полнотой, как о биосфере, нет. Поэтому существует несколько пониманий термина “ноосфера” и его содержания, и формирование научных основ Ноосферы ещё далеко не закончено. Ноосферология - это новая наука, возникающая в наши дни, которая может (а по убеждению многих, и должна) стать основой нового мировоззрения, способного определить место и роль человечества во Вселенной и направление его эволюции.

О космической роли человечества В. И. Вернадский стал размышлять еще в конце 80-х годов XIX века. Изучение закономерностей процессов перемещения химических элементов в геологических оболочках – литосфере, гидросфере и атмосфере – привело его к созданию новой науки – “геохимии”. В 1923 году, читая лекции по геохимии в Сорбонне, Вернадский впервые обосновал идею о том, что человечество стало самостоятельной геологической силой, влияние которой на перемещение элементов в геологических оболочках земли огромно. Лекции Вернадского были изданы в Париже в 1924 году и привлекли внимание двух замечательных французских мыслителей. Ими были математик и философ Эдуарда Ле Руа ( 1870-1954) и его друг , палеонтолог , профессор кафедры геологии Католического университета в Париже , член ордена иезуитов Мари Жозеф Пьер Тейяр де Шарден (1881 - 1955). Оба учёных были увлечены идеями А. Бергсона о “творческой эволюции”, популярными в начале ХХ века. . В 1928 Э. Ле Руа в книге “Происхождение человечества и эволюция разума”, писал: “ Начиная с человека , эволюция осуществляется новыми , чисто психическими средствами : через промышленность , общество , язык , интеллект и т . д .. , и таким образом биосфера переходит в ноосферу ”. Здесь впервые был предложен термин “ноосфера”. Он широко используется в главной работе Тейяра “ Феномен человека ” В . И . Вернадский , с присущей ему скромностью , писал позже : “ Я принимаю идею Леруа о ноосфере . Он развил глубже мою биосферу ”.

Наряду с термином “ноосфера” для обозначения всей совокупности процессов, связанных с разумной деятельностью человека на планете, предлагались также термины “Интеллектосфера” (А. Гумбольдт), “Техносфера” (А. И. Ферсман), “Пневматосфера” (П. В. Флоренский), “Семиосфера” (Ю. М. Лотман). Однако именно термин “ноосфера” оказался наиболее содержательным и перспективным.

Существует ли ноосфера, как объективное явление, или же это некая абстрактная игра ума? Отвечая на этот вопрос, сразу же надо разъяснить часто встречающееся недоразумение, связанное с тем, что в термин “ноосфера” разные авторы вкладывают различный смысл.

Во-первых, ноосферу можно определить, аналогично биосфере как географическую оболочку земного шара, в которой основную роль играют превращения вещества, энергии и информации, связанные с деятельностью “человека разумного”. В этом смысле ноосфера появилась одновременно с возникновением вида Homo sapiens и является предметом изучения в первую очередь естественных наук. Второй смысл, обычно ассоциируемый с термином “ноосфера” , связан с пониманием ноосферы как проекта, идеала, такой организации деятельности человека на планете, которая была бы в полном смысле слова разумной, обеспечивала оптимальную “коэволюцию” (Н. Н. Моисеев) биосферы и человечества, опирающуюся на гармоничное сосуществование различных культур и народов, “цветущее многообразие” (К. Н. Леонтьев) которое не менее важно для устойчивости ноосферы, чем разнообразие видов для биосферы. В этом смысле ноосфера находится в стадии становления, преодолевая в процессе своего формирования огромные трудности, возникая “в грозе и буре”. Кроме этого, в массовом сознании существует некое эзотерическое представление о ноосфере как “ментальном поле”, в котором вокруг Земли летают мысли всех людей – эти представления связаны с примитивно-мифологическим типом бытового сознания и к научному пониманию ноосферы имеют очень отдалённое отношение.

Ф. Т. Яншина, глубокий исследователь трудов В. И. Вернадского, выявила в его трудах ряд положений, характеризующих условия ноосферной организации процессов на Земле :

  1. Заселение человеком всей планеты.
  2. Резкое преобразование средств связи и обмена информацией.
  3. Усиление связей, в том числе политических, между странами Земли.
  4. Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.
  5. Расширение границ биосферы и выход в космос.
  6. Открытие новых источников энергии.
  7. Равенство людей всех рас и религий.
  8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.
  9. Свобода научной мысли и научного поиска от давления религиозных, философских и политических построений.
  10. Эффективная система народного образования и жизнеобеспечения. Ликвидация возможности недоедания, голода и нищеты, сведение к минимуму болезней.
  11. Разумное преобразование природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения.
  12. Исключение войн из жизни общества.

Условия 1-6 можно считать выполненными - на Земле не осталось мест, недоступных для человека; появилась общепланетная сеть независимых коммуникаций – интернет, новые средства переработки информации и усиления интеллектуальных возможностей человека – компьютеры; объем горных пород, извлекаемых из глубин Земли всеми шахтами и карьерами мира почти в два раза превышает средний объем лав и пеплов, выносимых ежегодно всеми вулканами Земли; космос стал привычной ареной серьёзных проектов; возникают мощные международные общественные и политические структуры, способствующие объединению человечества. Человеку стали доступны совершенно новые источники энергии.

Выполнение условий 7-12 пока что далеко от осуществления . Именно в этих областях будут протекать основные процессы , связанные с формированием ноосферы – в первую очередь , появление “ человека действительно разумного ”, осознавшего своё место и назначение во Вселенной и умеющего быть повелителем , а не рабом своих животных потребностей ( к которым относятся не только питание и секс , но и властные амбиции , являющиеся наследием биологических стадных инстинктов , связанных с определением иерархического положения в стае ).

В отечественной мысли предтечами учения о ноосфере являются яркие и оригинальные мыслители, объединяемые сегодня как представители “русского космизма” . К ним относятся в первую очередь Николай Фёдорович Фёдоров (1828-1903), религиозные философы Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900), Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944), Павел Александрович Флоренский (1882-1937), Николай Александрович Бердяев (1874-1948), последователи Н. Ф. Фёдорова Александр Константинович Горский (1886-1943) и Николай Александрович Сетницкий (1888-1937), Валерьян Николаевич Муравьёв (1885-1932); естествоиспытатели Сергей Андреевич Подолинский (1850-1891), Николай Алексеевич Умов (1846-1915), Константин Эдуардович Циолковский (1858-1935), Александр Леонидович Чижевский (1897-1964), Николай Григорьевич Холодный (1882-1953), Василий Фёдорович Купревич (1897-1969). В этом же ряду, безусловно, стоит и имя В. И. Вернадского.

Строение ноосферы

Ноосфера имеет трёхчастное строение:

  1. Техносфера , объединяющая все средства переработки энергии и вещества, транспорт и коммуникации, созданные совокупной мыслью человечества.
  2. Социосфера , включающая всю совокупность отношений между людьми и общественными структурами, вплоть до межгосударственных отношений.
  3. Идеосфера - сфера идеальных продуктов деятельности человечества, таких, как искусство, наука, религия, мифологические формы сознания.

Расмотрим эти три части поподробнее.

Техносфера

ТЕХНОСФЕРА (которую некоторые авторы, в особенности одержимые “ноофобиеей” – страхом перед Разумом – отождествляют с ноосферой) интенсивно развивается начиная со времен английской промышленной революции XVIII века, породив индустриальное общество XIX - XX вв и на наших глазах создавая основы нового информационного общества. В этой области человечество ещё ждут яркие открытия. Уже создан плацдарм для освоения термоядерной энергии. В отличие от атомной, она использует энергию синтеза, а не распада ядер, экологически несравненно более чистую, чем атомная энергия и к тому же практически неисчерпаемую, используется солнечная энергия, водородная энергетика (дающая при сгорании водорода вместо вредных выбросов – чистую воду). Появляются совершенно новые виды транспорта – например, экранопланы, электромобили, в том числе питающиеся солнечной энергией, “струнные системы” Юницкого и многое другое. Огромную роль приобретают биотехнологии, вызывающие вместе с ожиданием победы над болезнями, увеличения срока активной жизни человека и немалую тревогу в случае применения их в антигуманных целях. Главной задачей ноосферной техники является не “преобразование природы” и тем более, её “покорение”, а в первую очередь – “преображение техносферы”, приведение её в соответствие с требованием сохранить устойчивость биосферы и потребностями людей, причём не только физиологических, но и высших духовных потребностей, связанных с трудом и творчеством.

Социосфера

СОЦИОСФЕРА складывается из ряда форм, аналогичных биоценозам и биогеоценозам. Иерархия этих форм начинается от “элементарной ячейки” – семьи, включает такие общественные структуры, как церковь, армия, государство, системы здравоохранения и образования, различные отношения между физическими и юридическими лицами (формы владения, формы обмена) и, наконец, отношения между народами и государствами ( торговля , культурные влияния , обмен в области науки и технологий, спорта, медицины, миграции населения и т. п.). Особенно важны для формирования ноосферы такие формы, в которых человечество учится объединять усилия в решении общих задач – в борьбе со стихийными бедствиями, терроризмом, в совместных космических, культурных и образовательных программах (ЮНЕСКО, ЮНЕП, ХАБИТАТ и др), созданиии общепланетарных движений и политических организаций (ООН) . В области анализа социосферы с точки зрения ноосферологии сделано ещё очень мало. Но уже очевидно , что главный кризис сегодня - это дефицит Разума , остро проявляющийся в экологических , экономических и политических проблемах современности .

Приведу лишь простой пример безумия современной экономической деятельности в общепланетном масштабе . Сегодня на планете Земля проживает 6 миллиардов людей . Оборот наркотиков составляет сотни миллиардов долларов в год , приближается к триллиону . В то же время для того , чтобы обеспечить здоровье 100 миллионов детей из расчёта $100 в месяц достаточно десятой доли этой суммы - чуть побольше затрат на гольф (75 миллиардов долларов в 1998 году ) и чуть поменьше , чем на пиво (2 миллиарда долларов ).

На планете ведутся войны , весьма выгодные с точки зрения экономической , но абсолютно неприемлемые с точки зрения ноосферы – как между странами , так и между гражданами этих стран .

Идеосфера

ИДЕОСФЕРА – совокупность всех типов мысли, созданных человечеством на протяжении нескольких тысячелетий его существования.

 

Серьёзное научное исследование систем, составляющих в совокупности Ноосферу, фактически только начинается в XXI -м веке, хотя предпосылки для этой работы уже созданы в трудах многих выдающихся учёных и мыслителей.. Большой вклад в ноосферологию сделал Никита Николаевич Моисеева (1917-2000), посвятивший этой теме множество статей и шесть монографий. Н. Н. Моисеев активно развивал идею о “коэволюции человека и биосферы”, которую высказал замечательный русский учёный Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский в лекциях в ВЦ АН СССР в 60-е годы. Менее известен, но не менее значим вклад в ноосферологию одного из “русских энциклопедистов” – Побиска Георгиевича Кузнецова (1924-2000), создавшего вокруг себя школу ярких мыслителей, чьи работы продолжают и развивают его идеи . Болеее того, П.. Г. Кузнецов смог воодушевить идеей ноосферы и учением В. И. Вернадского крупного американского мыслителя и общественного деятеля, физика и экономиста Линдона Ларуша, опубликовавшего в США первую книгу, посвящённую экономике ноосферы .

Ноосферное мировоззрение исходит из представлений об особой роли человека во Вселенной, как единственного (в плане современного научного видения) носителя разума, и стремится выработать формы диалога между людьми разных культурных традиций, национальностей, религиозных конфессий и гендерных отличий.

Оно опирается на

  1. науку, точно знающую пределы своей применимости и опирающуюся на требование ответственности человека за планету, на которой он живёт,
  2. философию, требующего подвергать сомнению всё, но только ради установления истины (постмодернисткие концепции, принципиально отказывающиеся от категории истины, противостоят ноосферному мировоззрению).

Мировоззрение Вернадского, исходящее из того, что наука, религия и философия суть три независимые формы Разума, каждая из которых предназначена для решения своих задач, плохо вписывалась в рамки “единственно верного” учения диалектического материализма. Эти идеи Вернадского стали доступны советским читателям лишь начиная с конца 60-х годов. Его главное сочинение, связанное с ноосферной проблематикой, “Научная мысль, как планетное явление”, написанное в 1936 году стало доступным читателю лишь в 1988 году . В 80-е годы ноосферное движение в СССР, а в 90-е в России активно развивается. Ноосферные идеи проникают в сознание политических деятелей и руководителей регионов. Библиография работ по ноосфере насчитывает уже тысячи наименований .

Библиография

  1. В. И. Вернадский. Биосфера. Л., Научное хим.-техн. изд., 1926
  2. Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. М. “Наука”, 1987
  3. “Владимир Вернадский”. М. “Современник”, 1993. С. 660
  4. Русский космизм. Антология. М. “Педагогика-Пресс”, 1993.-368 с.
  5. Побиск Георгиевич Кузнецов. - М.: Концепт, 1999. - 188 с.
  6. О .. Л . Кузнецов , Б . Е . Большаков . Устойчивое развитие . Изд . “ Гуманистика ”, Спб . – М .- Дубна ., 2002.-616 с
  7. Lyndon H.LaRouche, Ir. The economics of Noosphere. NY, 2000
  8. В. И. Вернадский "Философские мысли натуралиста". М.,1988
  9. “НООСФЕРА - безальтернативное будущее человечества”. Библиография работ о ноосфере с рубрикатором. МОИЦ "Ноосфера", 1991

Автор: Б.Г. Режабек