Вы - новичок

и хотите больше узнать о движении или вступить в него

Вы - активист

и вас интересует жизнь движения

Вы - инвестор

и вы заинтересовались проектами движения и возможностью финансирования

Вы - журналист

и ищете информацию или хотите взять интервью

«Интернет и сознание» (круглый стол в МГУ, 23 ноября 2006 г.)

Дата опубликования статьи: 24.11.2006

В Интернете опубликована статья «Интернет лишает памяти». Несмотря на «жёлтое» название, из неё можно почерпнуть кое-что интересное по теме.

Например. Целью встречи специалистов было желание оценить влияние глобальной информатизации на общество и культуру. Участники "круглого стола" попытались также обозначить круг проблем и тенденций, возникших в сетевой психологии за последнее время.

Декан факультета журналистики МГУ Ясен Засурский не раз упомянул о том, что именно мобильные средства связи оказывают наиболее сильное влияние на современное восприятие пространства и времени. Он также подчеркнул важность вопроса экологии Сети: "Интернет может быть как кладовой знаний, так и свалкой мусора. При этом он до сих пор остается нерегулируемым пространством". В целом само явление глобальной Сети г-н Засурский считает позитивным. По его словам, главный плюс "виртуальной реальности" в том, что она создает структуры для индивидуального существования, и с ее помощью человек может идентифицировать себя особым образом.

Профессор МФТИ, директор института информационных систем НЦ "Курчатовский институт" Алексей Солдатов подчеркнул роль сетей в развитии экономики и производства. Главной новацией в этом направлении, по его мнению, должно стать распределение людских ресурсов, то есть создание виртуальных коллективов.

Эту же мысль развил декан факультета государственного управления Высшей школы экономики Алексей Барабашев. "Освободить человека от необходимости перемещать свое тело в пространстве для коммуникаций - вот наша перспектива на будущее", – считает г-н Барабашев.

Виртуальность может не только формировать трудовые коллективы, но и организовывать политические сообщества по совершенно новому принципу. "Как показали исследования IBM, новое поколение, выросшее в эпоху Интернета, более приспособлено в жизни, оно активно интересуется не только внутренними делами своего государства, но и событиями за рубежом", – сообщил профессор Марат Гуриев. Из этого он сделал вывод, что в будущем правительства стран будут конкурировать не только за своих граждан, но и за пользователей по всему миру..

После выступлений известных журналиста, физика и экономиста, г-н Гуриев своим монологом, наконец-то, повернул ход дискуссии в направлении психологии, высказав следующую мысль: "Если сложность компьютерных систем будет превышать сложность человеческого мышления, то мы окажемся во власти машин. Выходом может стать расширение возможностей человеческой памяти, вот вопрос, который встает на сегодняшний день перед психологами".

С этим мнением согласился профессор психфака Виктор Петренко. При этом он отметил, что сложившаяся вокруг Интернета ситуация как раз не способствует развитию памяти, так как необходимость запоминания с появлением мгновенного свободного доступа к обширному кругу информации почти отпала. "Этот процесс вполне естественен, – сказал профессор. – Любое приобретение человечества грозит ему какими-то потерями. Что-то подобное ведь произошло и с появлением письменности: например, пришло в упадок ораторское искусство".

Отмирание определенных навыков вследствие распространения глобальных сетей отметил и профессор факультета психологии МГУ, академик Владимир Собкин. По его словам, у россиян исчезла "техника медленного чтения". Современные школьники не умеют вчитываться в текст. "Мы проводили исследования в этой области на протяжении 30 лет, и сейчас можно сказать, что современные дети читают в 4 раза меньше, чем три десятилетия назад", – сказал г-н Собкин. Он также отметил, что сегодня информация в Интернете находится в оппозиции к той нормативной, структурированной программе, которую преподают школы. Это вызывает серьезные опасения, так как именно знания, даваемые учителями государственных учебных заведений, призваны формировать культуру страны.

Г-н Ениколопов, доцент факультета психологии МГУ, огласил также результаты исследований, согласно которым люди, профессионально работающие в Интернете, значительно менее агрессивны, чем представители внесетевой культуры. "Интернет-культура способствует развитию так называемой "подростковости" в людях вполне зрелого возраста, что положительно сказывается на общем эмоциональном состоянии общества", – сказал профессор.

Автор статьи, Сергей Рыбка, пишет, что школьная программа включает в себя основы навыков пользования ПК, но до сих пор не преподается сетевая культура и этика. Наблюдаются и значительные недоработки в области медицины, в том, что касается психологической помощи интернет-зависимым и прочим людям, пострадавшим от работы в виртуальном пространстве(??? – ремарка моя, Валерия Прайд) .

Завершается статья замечательно, я бы сказала символично: «...И когда профессор Асмолов, желая подчеркнуть сетевой контекст мероприятия, произнес с бокалом в руках: "С нами блог!", – представитель одного из православных СМИ тут же покинул банкетный зал».

Истояник: http://www.rambler.ru/news/it/0/9157851.html