Вы - новичок

и хотите больше узнать о движении или вступить в него

Вы - активист

и вас интересует жизнь движения

Вы - инвестор

и вы заинтересовались проектами движения и возможностью финансирования

Вы - журналист

и ищете информацию или хотите взять интервью

Индиго – это краска, а не дети

Дата опубликования статьи: 07.05.2008

Начался новый учебный год. Тысячи школьников после каникул сели за парты, а учителя приступили к очередному периоду их нелегкого труда. Нелегкого прежде всего потому, что приходиться не только преподавать свой предмет, но и постоянно поддерживать в классе обстановку, при которой это преподавание становится возможным. Речь идет, попросту говоря, о поддержании дисциплины на уроке. При этом, как показывает учительская практика, всегда имеются плохо управляемые школьники, с которыми более всего проблем на уроках.

Мы бы не стали обсуждать эту довольно ординарную образовательную проблему, если бы она не стала очередным золотым дном для очередной генерации шарлатанов. Особенно отвратительно в этой истории то, что проходимцы пытаются нагреть руки на здоровье и, в конечном итоге, судьбах детей.

Итак, попытаемся вникнуть в ситуацию. Ребенок приходит в школу, и через некоторое время оказывается, что его поведение на уроках оставляет желать много лучшего. Детей в классе много, и такой школьник сильно затрудняет учебный процесс: приходится тратить время и силы на «усмирение» смутьяна, и другие ученики недополучают знаний. К тому же, такой чересчур живой ребенок легко провоцирует остальных, уроки срываются, и жизнь учителя превращается в сплошной кошмар.

Проблема эта вечная – она будет иметь место, пока люди обучают своих детей. На первых этапах развития общества и системы школьного образования причиной неудовлетворительного поведения ребенка полагалась его невоспитанность. Средства исправления ситуации были довольно жесткими (даже У. Черчилля в детстве пороли розгами), но это воспринималось обществом с пониманием, поскольку образование ценилось очень высоко. По мере продвижения человечества к демократии, подобные методы школьного воспитания становились неприемлемыми, и педагоги стали перекладывать тяжесть коррекции поведения детей на их родителей. Вспомним вызовы родителей в школы, запись в дневниках и тому подобное. Но вскоре и методы родительского воспитания, к счастью, стали гуманнее. Более того, замечание, что ребенок невоспитан, зазвучало как обвинение родителям, причем не всегда оно было справедливым. Выяснилось, что очень часто неадекватное поведение ребенка вызывается особенностями его психики.

Особенности эти рассматриваются в двух аспектах – медицинском и психологическом – и имеют два названия. В медицине это рассматривается как изменение физиологических факторов и называется минимальными мозговыми дисфункциями (ММД). В детской психологии предпочитают термины « синдром нарушения внимания с гиперактивностью и без неё» (СНДГ) и «синдром двигательной гиперактивности» (СДВГ). Отмечается, что таких детей последнее время становится все больше. Возможно, это действительно так: ухудшение экологии, напряженность нашей жизни не проходят бесследно. Правда, ранее за счет упомянутых жестких методов воспитания проявлений ММД и СДВГ было меньше – они «загонялись внутрь», поэтому однозначно говорить о росте таких физиологических нарушений, на наш взгляд, не совсем корректно. Теперь поставьте себя на место родителей таких детей (если уже не «стоите» на этом месте). Наука в лице медицины или психологии объявила, что либо у вашего обожаемого чада ММД, что в переводе на русский язык означает «чуть-чуть дурак», либо нарушено внимание (что в переводе туда же означает то же самое). Очень обидно.

И вот найдено гениальное решение: теперь эти дети называются «индиго». Красивый цвет, да и слово, его обозначающее, — тоже красивое. А уж словосочетание «дети индиго», безусловно, возвышает: это нечто волшебное, таинственное, открывающее новые перспективы. Д екларируется, что это — дети не от мира сего, из космоса, они спасут мир. Это — необычные дети: они все знают, все чувствуют и предвидят. Чувства родителей сразу поменяли знак: от озабоченности и огорчения на гордость и осознание превосходства. Ведь выходит, что их дети слишком умны для того, чтобы нормально учиться. К тому же, уже не надо обращаться к детским врачам и психологам: они только все испортят. Следует слушать очень редких и очень ценных «специалистов» по «детям индиго», от предложений записаться на семинары к которым уже нет отбоя.

Но может быть, за этим красивым термином есть какое-то содержание?

Прежде всего, зададимся вопросом: при чем здесь индиго? Оказывается, что этот термин ввела в обиход одна американская мошенница, выдававшая себя за ясновидящую. Она, стремясь обойти многочисленных конкурентов, нафантазировала, что долгие годы наблюдала свечение, исходящее от одаренных детей, и видела «ауры золотистые, белые…». А в 1978 году впервые обнаружила малыша «с новым цветом свечения — темно-синим. Цветом индиго». ( Заметим, что феномен «ауры» (вернее его ненаблюдаемость) мы рассматривали уже на страницах «РФГ» ). Ранее других коммерческую ценность этой идеи поняли американские же психологи Кэролл и Тоубер: в 1999 году вышла их книга «Дети индиго. Новые дети пришли», которая имела ошеломляющий успех. Поэтому авторы с энтузиазмом продолжили «навешивание лапши» в новом произведении «На праздновании индиго. Дополнительные истории, наблюдения, сообщения о детях индиго».

Можно возразить, что разговоры об аурах – всего лишь риторика, а дети с особыми свойствами действительно существуют. Некоторые адепты идеи «индиго» считают, что это ни что иное, как проявление эволюции – зарождение сверхчеловека. Посмотрим, какими чертами наделяют детей сами «специалисты по краске».

Всегда говорят о свободолюбии и независимости таких детей, что они приходят в мир с чувством достоинства, у них развито самоуважение. Они своевольны, не управляемы, отрицают стереотипы, не терпят, если их принуждают делать что-то, не объясняя необходимости этих действий. Их невозможно подчинить, им невозможно что-либо навязать. Они нетерпимы к фальши.

Читатель, вы замечаете что-либо необычное в таком поведении ребенка? Полагаем, что напротив, отсутствие перечисленных черт должно вызывать тревогу, ибо свидетельствует о «забитости» ребенка, если не о серьезных нарушениях психики.

Кроме того, педагогические приемы, помогающие решить или сгладить проблемы детей СНДГ, давно разработаны и опробованы. Например, вот несколько рекомендаций учителю в отношении гиперактивного школьника (полагаем, они пригодятся и родителям):

Посадите ребенка впереди в центре класса. Так внимание ученика будет больше направлено на учителя, и ребенок сможет лучше видеть и слышать его.

Используйте как можно больше наглядных средств обучения. Визуальный метод полезен для всех учеников, он позволяет лучше сконцентрировать внимание всех детей: и с трудностями, и без них. Наглядные средства интереснее лекции, и учителю тоже будет легче преподать материал сосредоточенным ученикам.

Всегда закрывайте классную дверь. Чем меньше постороннего шума слышат дети с СДВГ, тем легче им сосредоточить свое внимание на учителе.

Родители, предложите учителю письменную информацию о СДВГ или о трудности обучения, которой страдает ваш ребенок. Попросите учителя внимательно ее прочитать, а не просмотреть. Объясните ему, что данная информация поможет ему лучше справиться с ребенком и тем самым предотвратить «пожары»,которые ему ежедневно приходится тушить в классе.

Не относитесь к ребенку как к другому и необычному. Следует давать ему те же задания, что и остальным ученикам: учебные, практические и общественные. Создайте атмосферу «равного среди равных».Объясните родителям, что надо обратить особое внимание на выполнение домашних заданий.

Работа лицом к лицу с ребенком , насколько это возможно, разумеется, поможет обеим сторонам: учителю — понять проблемы ребенка, ученику — почувствовать, что учителю важно, чтобы он преуспел. Это будет нелегко для обеих сторон, но стоит попытаться.

Дети имеют право на уважительное и вежливое обращение. Они не сами захотели жить с СДВГ или трудностями обучения — так же, как и дети, носящие очки.

Если ребенок теряет внимание и начинает мешать , самое время дать ему читать вслух часть учебного параграфа или задание.

Помогайте детям находить в учебном материале ключевые слова и выделять их яркими фломастерами.

Больше поощряйте ребенка. Негативные оценки создают атмосферу неудач и только усиливают проблемное поведение.

Создайте список правил, которые ученики должны выполнять. Сформулируйте список в позитивной форме: что надо делать, а не то, чего делать не следует. Удостоверьтесь, что дети знают, какого поведения от них ожидают.

Поощряйте работу в меняющихся группах и взаимодействие между учениками. Взаимопомощь и ощущение общности в классе создаст более спокойную и терпеливую атмосферу со стороны детей.

Всегда записывайте на доске указания по выполнению заданий. Оставляйте указания на доске до окончания заданий. Есть ученики, которые не могут самостоятельно записать или запомнить устные указания.

Повесьте в классе календарь и отмечайте в нем важные даты, сроки и цели. Побудите учеников вести свой календарь и отмечать в нем то же, что и в классном календаре.

Связывайтесь с родителями для передачи позитивных оценок. Создайте вместе с родителями систему, которая поддержит ученика и послужит продвижению общих целей.

 

Не следует спешить искать знатоков «индиго» – лучше найти профессионального педагога и посоветоваться с ним. В сложных случаях помогут детские психологи и врачи. При этом не стоит пугаться аббревиатур ММД или СДНГ: это только лишь особенность личности, а мы все в чем-то особенны и неповторимы.

Считать ребенка «посланником небес», «эмиссаром высших цивилизаций» или «сверхчеловеком» на том основании, что он левша и иногда пытливо на вас смотрит, означает отказ от научных подходов к воспитанию и образованию и потворство шарлатанам и мошенникам.

 

автор: Антон Смирнов