Вы - новичок

и хотите больше узнать о движении или вступить в него

Вы - активист

и вас интересует жизнь движения

Вы - инвестор

и вы заинтересовались проектами движения и возможностью финансирования

Вы - журналист

и ищете информацию или хотите взять интервью

Переносимость сознания в трансгуманизме: проблема дефиниций

Дата опубликования статьи: 18.06.2007

Переносимость сознания в трансгуманизме означает независимость сознания от конкретного носителя сознания. В целом, под переносимостью сознания в трансгуманизме понимается одновременное наличие двух возможностей:

1) возможность реализовать одно и то же сознание на различных носителях сознания (носителем человеческого сознания может считаться любая система как органического (мозг, набор мозговых модулей), так и неорганического (сверхкомпьютер будущего) происхождения, способная обеспечить хранение информации в объеме близком к содержащемуся в человеческом мозге, и позволяющая вести переработку этой информации методами, аналогичными используемым в человеческом мозге. Предполагается, что по мере совершенствования технологий: сначала модульной системы бессмертия, а потом и псевдомиров, сознание все в меньшей мере будет зависеть от конкретного носителя и будет иметь все больше возможностей перемещения с одного носителя на другой, подготавливая тем самым окончательное стирание грани между человеком и техникой;

2) возможность осуществить пересылку сознания с одного носителя на другой.

В трансгуманизме критерием технического прогресса выдвигается степень продвижения к свободе; предполагается, что степень переносимости сознания будет постоянно увеличиваться. Трансгуманисты условно разбивают историю цивилизации (или, скорее, разумной жизни вообще) на периоды, характеризуемые достигнутым уровнем переносимости сознания:

1-й период - до изобретения письменности. Посредством устной речи - единственного в то время канала передачи информации - из мозга одного человека в мозг другого переносятся чрезвычайно ограниченные и искаженные обрывки сознания. Характеризуется как «чрезвычайно низкий уровень переносимости сознания»;

2-й период - после изобретения письменности. Расширяется круг людей, способных обмениваться информацией, для этого уже не нужно быть лично знакомым друг с другом или жить в одно и то же время. Увеличивается объем передаваемых отрывков сознания, однако уровень искажений в канале связи по прежнему так же велик. Характеризуется как «весьма низкий уровень переносимости сознания»;

3-й период - после изобретения аудиовизуальных средств (звукозапись, кино и т.п.). Уровень искажений чуть-чуть снижается за счет того, что разные сознания могут при передаче отрывков сознания ссылаться на некоторые эталонные зрительные и слуховые образы. Характеризуется как «низкий уровень переносимости сознания»;

4-й период - после изобретения компьютера. Первая попытка реализовать крохотную частицу человеческого сознания на носителе сознания, отличающемся от человеческого мозга. Характеризуется как «по-прежнему низкий уровень»;

5-й период - описывается футуристически как этап, наступающий «после изобретения внутримозгового биоинтерфейса». Возможность переносить сознание из одного мозгового модуля в другой достаточно полно для того, чтобы обеспечить бессмертие этого сознания, хотя часть информации все же теряется. Характеризуется как «удовлетворительный уровень переносимости сознания».

6-й период - описывается как наступивший «после изобретения компьютера, способного стать носителем человеческого сознания и способа пересылки сознания в него». Стирание грани между человеком и техникой. Характеризуется как «хороший уровень переносимости сознания».

Однако трансгуманистическое движение упускает одну из важнейших деталей: разработку самого понятия «сознание», которым предполагается выделить специфику человеческого естества.

Cлово „сознание” - термин европейский. Им обозначается широкий ряд явлений психики, причем до сих пор не установлено единое определение; в определениях, которые нам встречались, или описываются свойства сознания, или изучаются отдельные его проявления. Данный термин имеет разные оттенки в философской и психологической традициях; до сих пор существует спор о том, является ли оно специфической характеристикой человека, или животные тоже обладают им; некомпетентное использование термина многими исследователями; отождествление сознания с состоянием внимания, с понятием „идеальное”; обычное представление о сознании формируется от противного - через противопоставление несознательному; единственным устойчивым определением характеристики сознания является „отражение отражения”, „высшая функция психики - отражение объективной реальности”, которая обладает свойствами целеположения, направленности, интеграции психических процессов. Антропопсихизм, панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм, мозгопсихизм - основные вариации в представлениях о сознании.

Общая психология (т.е. та сумма знаний, которая входит как необходимый минимум в структуру высшего, среднеспециального образования во всех учебных заведениях на территории постсоветского пространства) определяет сознание как высшую функцию психики, которая возникла в процессе общественной трудовой деятельности, особую функцию отражения, которая обеспечивает формирование модели внешнего мира, умное, целенаправленное отражение; одно из свойств сознания - самосознание. Функции сознания, которые упоминаются обычно: отражение, переживание, отношение к миру, регулятивно-оценочные, рефлексивные. Часто встречается отождествление сознания и мышления (рефлексия - лат. reflexio - обращение назад, отражение, исследование познавательного акта, отражение своего психического состояния, новый поворот духа к „Я”, как центру познавательного акта.

автор: Соколов Валерий Валентинович