Вы - новичок

и хотите больше узнать о движении или вступить в него

Вы - активист

и вас интересует жизнь движения

Вы - инвестор

и вы заинтересовались проектами движения и возможностью финансирования

Вы - журналист

и ищете информацию или хотите взять интервью

«Магический коммунизм» и советские «космисты»

Дата опубликования статьи: 16.07.2006

Представляем Вашему вниманию статью главы итальянского отделения Всемирной Трансгуманистической Ассоциации Джузеппе Ватинно, посвященную русскому космизму и Николаю Федорову. Статья переведена благодаря инициативе Джанни Ла Конте. Джузеппе Ватинно в своей статье кратко излагает исторические аспекты и идеи по данному вопросу.

Ослепленные тоталитарной идеологией, царствующей в России их исторического момента, во власти почти бредового всемогущества, и, наконец, забытые, потерянные среди жестоких страниц историографии ХХ-го века, русские космисты продемонстрировали, однако, высокое чувство иммортализма, и в настоящее время они могут рассматриваться как атипичные провозвестники трансгуманизма.

Джузеппе Ватинно
Джузеппе Ватинно

Интересно проследить, как основные «измы» двадцатого столетия, а именно националсоциализм и коммунизм, которые – на первый взгляд – могут показаться отдаленными океаном интеллектуальных, программных и политических различий, в действительности пересекаются глубокой веной магического иррационализма, связанного, однако, с прагматичным применением науки и технологии.

О «магическом националсоциализме» много говорилось в связи с выходом в свет произведения «Утро магов» Льюиса Пауэлса и Жака Бержье, но до сих пор остается незамеченным или малоизвестным тот интерес, который советский коммунизм проявил к «доктрине», построенной на мифе науки и разума, а также на характерных особенностях так называемой магической культуры.

Вот почему среди рационалистов – позитивистов появился некий Мао Тзе Дун, который лечил себя методами традициональной китайской медицины, некий Ким Иль Сунг, который распространял идею своего бессмертия, некий Фидель Кастро, который считается – кубинской «сантерией» – реинкарнацией Обатала, бога справедливости.

Основателем космизма был Николай Федорович Федоров (1828–1903), философ и писатель, философские идеи которого оказали огромное влияние на таких интеллектуалов, как Федор Достоевский, Лев Толстой, Владимир Соловьев (1853–1900), Максим Горький 1(1868–1936) и Михаил Булгаков. Но элементы до-космизма, безусловно, можно найти уже и в период распространения спиритизма в России, начиная с 1850 года, которому способствовало быстрое развитие Теософии благодаря Елене Петровне Блаватской 2.

Федоров работал библиотекарем в одном из самых знаменитых музеев Москвы, где он вел аскетический образ жизни и посвятил себя – подобно Сократу –преподаванию исключительно устным методом. Только после его смерти последователи его учения опубликовали книгу «Философия общего дела», в которой нашли отражение все его учения.

Основные принципы его учения:

  • Смерть – это абсолютное зло.
  • Воскрешение будет делом рук «Нового Человека», советского пролетария.
  • Воскрешение будет достигнуто путем научных и психических процессов.
  • «Новый Человек» должен будет завоевать абсолютную власть над Природой и сможет контролировать и атмосферные процессы.
  • Всеобщее дело – это научная, социальная, экономическая, культурная, психологическая, духовная, промышленная, космическая борьба против смерти и за «абсолютную» и «бесконечную» жизнь, которую Федоров называет «Проектом», и «пророком» которой считает себя в результате произошедшего в 1851 году своего рода мирского божественного просвещения.
  • Эволюция человечества достигла своего апогея. Люди должны будут заняться воскрешением собственных предков здесь и сейчас.

Из вышесказанного явствует, что для космистов главным врагом, с которым нужно бороться, является смерть, рассматриваемая не с религиозной точки зрения, а как «мирской враг» человеческого развития.

Было бы интересно понять, сколько науки, подразумеваемой как научный метод решения проблем, и сколько «магии», рассматриваемой и декодируемой как «магический» подход к жизни, присутствует в русском космизме, и как эти два - резко контрастирующие - понятия позднее нашли своего рода алхимический философский синтез в философии русского библиотекаря.

Космизм может рассматриваться как форма пантеизма 3, в котором сама Вселенная - это божественность, которая постоянно меняется, и которая наполнена жизненной формой энергии. Большевизм и – в большей степени - марксизм, философские истоки которого исходят от левых гегельянцев, видели в зороастрической и дихотомической философии Федорова продолжение и применение диалектической триады: тезис, антитезис и синтез.

Русский философ и историк Александр Дугин указывает на аналогию между термином «космизм» Федорова и западными концепциями эзотерика Рене Генон. Необходимо отметить, что термин «космическая доктрина» используется английским эзотерическим братством « Hermetic Brotherhood of Luxor » 4.

Философские идеи Федорова оказали огромное влияние на таких идеологов большевизма, как Александр Богданов (1873–1928) и Анатолий Луначарский (1875–1933), который в советские времена 12 лет занимал пост министра культуры. Таким образом, космизм становится интеллектуальным и культурным «клеющим веществом» многих руководящих лиц советской эпохи. Например, Богданов был одним из любимых интеллектуалов Ленина, несмотря на то, что позднее Ленин обвинил его «в буржуазном и идеалистическом подходе» в прославлении «магического коммунизма» при помощи своего «жизненного элемента». Одним из главных его произведений считается «Красная звезда», в котором описывается будущий коммунизм на Марсе. По его мнению, Советская революция создаст – благодаря науке и технологии – Богочеловека, который будет стремиться к бессмертию посредством канонизации крови как жизненного элемента (надо заметить, что в этом прослеживается идеологическая близость с нацизмом). Богданова двигал дух сциентизма и прагматизма, что привело его к основанию Института переливания крови, и даже к гибели во время неудачного проведения на самом себе эксперимента по переливанию крови.

Чтобы лучше понять и технологическую сущность космизма, необходимо вспомнить Андрея Платонова (1859–1951), который предложил взорвать горы Pemiz (?) (так они указаны в оригинальном тексте, но, вероятно, автор подразумевал горы Памира – прим. переводчика) для того, чтобы открыть дорогу для теплых южных ветров, которые превратили бы негостеприимную зону тундры в более обитаемую зону. Он с точностью выполнил все расчёты необходимого количества динамита и затем разработал сложные философско-пролетарские теории, приближающиеся к буддистским. Стремление к бессмертию, присущее доктрине космизма, привело позднее к развитию технологии бальзамирования тел коммунистических лидеров и иерархов после их смерти. Так, например, по решению Сталина, тело Ленина было забальзамировано и помещено в знаменитый мавзолей на Красной площади в Москве.

Николай Сетницкий (1888–1937) был сторонником создания своего рода «мирового некрополя», расположенного в зоне вечной мерзлоты крайнего севера. Многие советские учёные примкнули к космизму.

Нельзя не вспомнить Константина Циолковского (1857–1935), отца русской космонавтики, который посвятил себя и уфологии, а также был основателем «гилозоизма», философского учения, выдвигающего главным принципом всеобщую одушевленность материи; он также занимался спиритизмом и говорил о «параллельных мирах». Согласно его философии, счастье заключается в отсутствии во Вселенной любой формы страданий, и он стал автором этической доктрины счастья для всего человечества. От конструирования космических кораблей до колонизации Солнечной системы для того, чтобы оставить последнюю «другим солнцам», когда наша звезда закончит свой жизненный цикл (всё это было теоризировано и систематизировано в программе, состоящей из 16 «пунктов» («План освоения космического пространства»). Кроме того, он был основателем концепции ноосферы (или «сферы разума»), которой в будущем было найдено широкое применение в различных областях: от экологии до кибернетики и сети Интернет. Одно его изречение, произнесенное в начале ХХ-го века, стало крылатым: «Земля – колыбель человечества, но нельзя же вечно жить в колыбели!». Концепция ноосферы оказала значительное влияние на таких философов, как Хенри Бергсон, Эдуард Ле Рой, и – в особенности – на иезуита падре Тейяра де Шардена.

Владимир Одоевский предсказал, что человечество достигнет Луны с целью использования её природных ресурсов.

Юрий Гагарин, первый космонавт, во время своего первого полета вокруг Земли передал одно, довольно щекотливое (для тогдашних советских властей), сообщение, в котором приветствовал Николая Константиновича Рериха (1874–1947), русского художника и оккультиста, который жил в предгорьях Гималаев 5. Рерих был теософом и членом общества розенкрейцеров (А.М.О. R .С.), а также последователем Йоги и сторонником космизма.

Следовательно, в кажущейся советской атеистической 6 и материалистической системе космизм был полутайной идеологией коммунистической науки, которая в дальнейшем изучала и парапсихологию, и паранормальную чувствительность к излучениям, и гипноз, и уфологию. Космизм сопровождал все советские приключения завоевания космоса и нужно отметить, что космизм никогда не умирал; более того, он даже пережил советсткий марксизм: ведь в Москве, в Международном Центре Рерихов, до сих пор существует «Космическое Общество».

Примечания

  1. Максим Горький, писатель, представитель так называемого «социалистического реализма», на который оказали отрицательное влияние его сильные интересы к таким явлениям, как передача мысли и – в общем – парапсихология. Горький мечтал о своего рода витализме пролетарских слоев населения, который позднее питал бы своего рода коллективную божественность, включая все человечество. Здесь, безусловно, просматривается попытка объединить классические элементы марксистской политической философии с собственными элементами оккультных наук.
  2. Елена Петровна Блаватская (1831–1891) – основоположница Теософии, которая рассматривается как «оккультная философия», переданная «невидимыми мастерами». Теософия – это синкретизм индуизма, буддизма, эзотерического христианства и может рассматриваться – в некотором смысле – как предвестница течения “ New Age ”. Особое влияние на теософическую философию оказал теолог Соловьев.
  3. Философская концепция, согласно которой Вселенная божественна, а природа – свята. Вселенная дает начало для «этики окружающей среды». И не требует ни веры, ни трансцедентальных откровений.
  4. Среди знаменитых западных философов – пантеистов следует отметить таких, как Барух Спиноза (1653–1677), Джордано Бруно (1548–1600), Фридрих Шиллинг (1775–1884), Майстер Экхарт (прим. 1260 - 1328). Из восточных – Шанкара (788 – 820), Нисаргадатта Махарадж (1897–1982). Сама Е.П. Блаватская вступила в члены Герметического братства Луксора ( Hermetic Brotherhood of Luxor ), которое занималось церимониальной магией и сексуальной алхимией, и которое оказало значительное влияние на образование Теософского Общества.
  5. Ср. Клаудио Вельтри «Ленин - колдун», опубликов. в «Италия» от 4 августа 1993 г.
  6. Интересно заметить, что даже такой политический деятель большевистской революции, как Лев Троцкий (1879–1940), занимался астрологией и даже разработал гороскоп марксизма в вышедшем в 1925 году произведении «Диалектический материализм и наука».

 

Об авторе: Джузеппе Ватинно, родился в Риме 3 апреля 1961 г. Высшее образование по физике в Универитете La sapienza, дипломная работа по нелинейным процессам. Вёл исследования в области моделирования нейронов, является автором ряда научных статей. Уже 13 лет занимается информационнными технологиями в крупной многонациональной организации. Продолжает работать в сфере развивающихся технологий, в настоящее время специализируется в области энергетике. Журналист-публицист в Министерстве окружающей среды..