Вы - новичок

и хотите больше узнать о движении или вступить в него

Вы - активист

и вас интересует жизнь движения

Вы - инвестор

и вы заинтересовались проектами движения и возможностью финансирования

Вы - журналист

и ищете информацию или хотите взять интервью

Что такое трансгуманизм?

Дата опубликования статьи: 13.02.2006

За последние годы среди ведущих ученых в области компьютеров, нейробиологов, нанотехнологов и исследовательских центров переднего края технического развития начала все более утверждаться новая парадигма мышления относительно будущего человечества. Новая парадигма отклоняет одно важное предположение, неявно присутствующее как в традиционной футурологии, так и фактически во всем сегодняшнем политическом мышлении. Это предположение о том, что "человеческое состояние" является неизменным. Считалось, что современные процессы могут сколь угодно перестраиваться; богатства может быть увеличены и перераспределены; инструментальные средства могут разрабатываться и усовершенствоваться; культура может изменяться сколь угодно радикально; но что при этом сама человеческая природа не меняется.

Это предположение более не правомерно, а возможно, что оно никогда и не было правомерным.

Такие новшества как речевой, письменный язык, печать, двигатели, современная медицина и компьютеры имели глубокое воздействие не только на то, как люди живут, но и на то, какими они являются в жизни. По сравнению с тем, что может произойти в ближайшие десятилетия, эти изменения, возможно, были медленными и незаметными. Важно, что даже единственного новшества из нижеупомянутых областей было бы достаточно, чтобы лишить законной силы все традиционные экстраполяции нашего настоящего в будущее. Новое мышление, бросающее вызов предпосылке о том, что человеческое состояние является и остается по сути неизменным, получило название "трансгуманизм". Отказавшись от предрассудков, можно увидеть завораживающий ландшафт радикальных возможностей от неограниченного счастья до полного конца света и нынешней "разумной жизни". Некоторые из этих возможностей, которые, несомненно, будут все более и более обсуждаться в ближайшие годы, выглядят весьма радикально и звучат подобно научной фантастике.

Рассмотрим следующие из них:

Суперинтеллектуальные машины

Суперинтеллект означают любую форму искусственного интеллекта, основанного, например, на самообучающихся нейронных сетях, которые способны превзойти лучшие из человеческих умственных способностей фактически в каждой дисциплине, включая научный творческий потенциал, практическую мудрость и социальные навыки. Некоторые ученые считают, что и аппаратные средства, и программное обеспечение, требуемое для суперинтеллекта, могут быть разработаны уже в первые десятилетия наступившего столетия.(Moravec, 1998; Bostrom, 1998.)

Эмоциональное благополучие путем перекалибровки центра удовольствий

Уже сегодня существуют лекарственные средства для людей, вынужденных принимать "антидепрессанты". В дальнейшем фармацевтические препараты обещают увеличить число "нормальных" людей за счет существенного сокращения отрицательных эмоций в нашей жизни. В большинстве случаев неблагоприятные побочные эффекты новых препаратов незначительны. Принимая во внимание, что наркотики обычно наносят ущерб нейрохимии мозга, обеспечивая лишь краткий эмоциональный "пик", сопровождаемый последующим спадом, современные лекарственные средства могут целенаправленно и с высокой точностью быть направлены на нужный тип рецептора или нейромедиаторы, избегая, таким образом, любого отрицательного воздействия на другие способности субъекта. Это позволяет сколь угодно долго обеспечивать повышение настроения без эффекта привыкания (т.е. он(а) не будут ощущать себя "на игле"). Дэвид Пирс [1997] предсказывает пост-дарвинскую эру, в которой все отрицательные эмоции будут заменены градиентами удовольствия вне нынешнего человеческого опыта. Поскольку генная терапия и более чистые и безопасные антидепрессанты станут доступными, рай может сделаться вполне реальной возможностью.

Пилюли индивидуальности

Антидепрессанты и генная терапия дадут гораздо больше, чем поверхностные (или одномерные) удовольствия. Они смогут менять характер индивидуальности человека. Они смогут помочь преодолению застенчивости, устранить ревность (Kramer, 1994), увеличить творческий потенциал, углубить эмоциональные переживания и расширить способности к сочувствию. Вспомните обо всех благих пожеланиях, посте и самодисциплине, которым люди пытались облагородить себя и других. Вскоре станет возможным намного более полное достижение тех же самых целей путем ежедневного глотка коктейля или пилюли.

Колонизация космоса

Уже сегодня, колонизация космоса технически выполнима, хотя и дорогостояща. Как только стоимость снизится, станет экономически и политически возможным начать реальную колонизацию космоса. Следует обратить внимание на то, что, как только будет развернута первая колония, способная запускать свои собственные зонды для дальнейшей колонизации, процесс самокопирования пойдет по экспоненте, что даст возможность дальнейшего распространения по миллионам звезд в нашей галактике, а затем и по миллионам других галактик без какого бы то ни было дальнейшего вмешательства с Земли. Конечно, по человеческим масштабам такая цепь событий займет довольно много времени. Интересно отметить то, как мы близки к возможности инициализировать цепочку событий, имеющих такие важные последствия, как заполнение всей наблюдаемой вселенной нашими потомками.

Молекулярная нанотехнология

Нанотехнология - это гипотетическое проектирование и изготовление машин с точностью атомных масштабов, включая универсальные сборочные устройства - ассемблеры, которые могут располагать каждый атом индивидуально, чтобы сформировать, практически любую разрешенную химически конфигурацию, для которой мы можем задать детальные технические требования, включая и изготовления точной копии себя. Биология дает доказательство существования нанотехнологии в предельной форме: клетка представляет собой молекулярный само-репликатор, способный производить набор белков очень широкого диапазона. Но сборочное устройство существующих биологических организмов, ограничено их эволюционной предысторией и, главным образом, ограничивается так называемыми гибкими углеродными структурами. Эрик Дрекслер (1988, 1992) первым подробно проанализировал физическую возможность построения практически универсального молекулярного ассемблера. Как только такое устройство будет создано, можно будет, вводя лишь энергию и нужные атомы, производить дешевую и совершенно чистую продукцию: почти любой продукт с учетом необходимых технических требований. Проблема начальной загрузки нанотехнологии или то, как построить первое сборочное устройство, довольно трудная, но решаемая задача. В настоящее время применяются два подхода. В одном из них используется то, что природа пользуется биохимией, чтобы создавать новые белки, которые могут послужить инструментальными средствами для дальнейшей работы. Другие попытки сводятся к тому, чтобы формировать атомные структуры прямо на пустом месте, позиционируя атомы на поверхности один за другим при помощи зондов и микроскопов с атомным разрешением. Потенциально оба эти метода могут использоваться вместе. Немало исследований потребуется прежде, чем дрекслеровскаянанотехнология из физической возможности превратится в реальность. Этого конечно не произойдет в ближайшую пару лет, но может произойти уже в первые десятилетия наступившего столетия.

Значительное продление жизни

Можно доказывать осуществимость применения радикальной генной терапии и других биологических методов для блокирования процессов нормального старения и стимулирования механизмов омоложения и восстановления организма. Возможно также, что ничто, кроме нанотехнологии не будет способно это сделать. По крайней мере, нынешняя довольно дорогая гормональная терапия, имеющая, по-видимому, некоторое воздействие на общую жизнеспособность пожилых людей, не показала пока еще ничего более эффективного для продления жизни, чем контроль за потреблением калорий.

Возможность катастрофы (гибель разумной жизни)

Во всем этом, конечно, риск столь же велик, как и все потенциальные выгоды. В дополнение к опасностям, которые уже известны (хотя возможно пока и не вполне адекватно), такие, как главные опасности военного, террористического или случайного бедствия, включая ядерное, химическое, вирусные или бактериологические агенты, новые технологии угрожают опасностями совсем другого порядка. Нанотехнология, например, может представлять ужасную угрозу нашему существованию, если будет получена некой террористической группой прежде, чем будут разработаны адекватные системы защиты. Нет даже четкой уверенности, что адекватная защита здесь вообще возможна. Именно в этом главная опасность нанотехнологической мировой агрессии. При этом не трудно предугадать, что имеются и другие опасности, которые мы себе не способны пока даже вообразить.

Связанный мир

Даже в его существующей форме, Интернет имеет огромное воздействие на жизнь людей, хотя его сети только еще начинают разворачиваться. Это одна из областей, где радикальные перемены замечены и обсуждаются весьма широко.

Передача нашего сознания в виртуальный мир

Если бы мы смогли бы сканировать синаптическую матрицу человеческого мозга и смоделировать ее на компьютере, то тогда стало бы возможно перемещение из нашего биологического воплощения в полностью в цифровой субстат (приняв некие философские предположения относительно природы сознания и персональной идентичности). Для надежности мы всегда могли бы иметь запасные копии, и могли бы реально пользоваться неограниченной продолжительностью жизни, обрабатывая и направляя информационные потоки в сети. Это потребовала бы, вероятно, развитой нанотехнологии. Но имеются и менее радикальные пути слияния человеческого разума с компьютерами. Сегодня ведется работа по разработке контакта микрочипа и нейрона. Технология находится пока еще на ранней стадии; но когда-нибудь она позволит нам изготовить нейропротез, посредством которого мы смогли бы "подключиться" к киберпространству. Гораздо менее экзотически выглядят различные схемы погружения в мир виртуальной реальности, например, путем использования шлемов с установленными внутри дисплеями, которые связываются с мозгом через наши естественные органы чувств.

Реанимация замороженных пациентов

Люди, охлаждаемые по сегодняшней технологии не смогут, вероятно, быть возвращены к жизни ничем иным кроме развитой нанотехнологии. Даже если бы мы могли быть абсолютно уверены, что она будет когда-нибудь разработана, то все еще не было бы никакой гарантии, что вся игра с охлажденим клиента будет успешной - возможно существа будущего вообще не будут заинтересованы в возвращении к жизни современных людей. Однако даже 5 или 10 % шансов на успех достаточны, чтобы заключить разумный контракт с людьми, которые могут себе позволить помещение их на длительное хранение. В случае возвращения к жизни, они могли бы ожидать своего вечного существования при условии, что они сами этого захотят. Такие перспективы могут показаться очень отдаленными. Однако трансгуманисты полагают, что их нельзя исключать, как это обычно делается.

Постулат Технологии означает гипотезу о том, что некоторые из перечисленных пунктов, или их замена представляющимися столь же весомыми, станут выполнимыми в пределах, скажем, семидесяти лет, а возможно, и еще скорее. Это - антитеза тому предположению, что человеческое состояние является неизменным. Постулат Технологии чаще всего предполагается в аргументах трансгуманистов. Но это не результат слепой веры; это гипотеза, которая приводит в свою пользу доводы, построенные на определенных научных и технологических основаниях. Если мы считаем, что Постулат Технологии верен, то какие последствия это может иметь для нашего миропонимания и времяпрепровождения? Как только мы приходим к пониманию этого вопроса, мы приходим к глубоким заключениям.

Отсюда мы пришли к трансгуманистической философии и политическому движению. Трансгуманизм это не просто абстрактная вера, что мы собираемся превысить наши биологические пределы посредством технологии; это также попытка переоценить полностью всю категорию человеческого, как она традиционно понимается. Это предложение дальновидного и конструктивного подхода к нашему новому положению. Первичная задача состоит в том, чтобы вызвать по возможности самое широкое обсуждение всех этих положений и улучшить их понимание общественностью. Повестка дня трансгуманизма простирается намного шире круга компьютерных ученых, нейробиологов, программных проектировщиков и специалистов по другим высоким технологиям. Трансгуманизм рассчитан не только на тех, кто привык иметь дело с методом футурологии. Он рассчитан на все наше общество в целом.

Институт Предвидения (Foresight Institute) - прекрасный источник информации относительно проблем нанотехнологии. Он организовывают ежегодные конференции и создал инфраструктуру экспертизы в нанотехнологии. Институт Экстропии (Extropy) организовал несколько международных конференций по общим темам трансгуманизма, а его Президент Макс Мор много сделал, чтобы эффективно взаимодействовать со средствами массовой информации. (Экстропианизм - особый тип трансгуманизма, определенный экстропными принципами.) В 1997 г. была основана Всемирная Ассоциация Трансгуманистов (WTA) с целью превращения трансгуманизма в особую академическую дисциплину, и также облегчать связи между различными группами трансгуманистов, их руководителями и индивидуальными трансгуманистами, не зависимо от того являются ли они академиками и нет. WTA издает электронный журнал "Трансгуманизм", публикующий результаты исследований ученых, имеющие отношение к данным проблемам. На интернет-сайте WTA можно узнать о трансгуманизме довольно много.

Чрезвычайно трудно предупредить долговременные последствия наших теперешних действий. Но вместо того, чтобы зарывать головы в песок, трансгуманисты считают, что мы должны, по крайней мере, попробовать спланировать их как можно лучше. При этом необходимо находить ответы на некоторые из известных "больших вопросов", например, так называемый парадокс Ферми ("Почему мы не наблюдаем признаков интеллектуальной внеземной жизни?"). Эта проблема требует погружения во множество различных научных дисциплин. Фермиевский парадокс не только стимулирует игру ума, но и потенциально важен практически для выживания и колонизации вселенной (Hanson [1996]). Тем не менее, в настоящее время состояние эволюционной биологии не представляется продвинутым на столько, чтобы, исходя из рассмотрений такого типа, делать какие-либо далеко идущие заключения относительно нашего будущего. Другой косвенный источник информации относительно нашего собственного будущего - это довольно спорный аргумент конца света Картера-Лесли. Это попытка доказать на основании основных принципов теории вероятности вместе с некоторыми тривиальными эмпирическими предположениями, что вымирание нашего вида в наступившем столетии является намного более вероятным, чем это представлялось раньше. Аргументы, использующие версию Антропного Принципа, был вначале разработаны астрофизиком Брэндоном Картером, а позже дополнены философом Джоном Лесли[1996], затем и многими другими. Пока еще никому не удалось их достаточно удовлетворительно опровергнуть (Bostrom [1998]).

Трансгуманисты интересуются как общей перспективой, так и широким кругом вопросов, связанных с тем, что представляет собой наш мир сегодня. Темы, которые были предметом широких и оживленных дебатов на недавних форумах трансгуманистов, включают в себя такие проблемы как клонирование; распространение оружия массового поражения; контакт микрочип/нейрон; психотропные средства для развития навыков критического мышления; технология производства процессоров и закон Мура; изменения в области отношений полов и сексуальности; нейросети и нейроморфные разработки; методы продления жизни и сканирования мозга; доказательства существования жизни на Марсе; трансгуманистическая научная фантастика; квантовая криптография и "телепортация"; микроскопия с атомным разрешением как возможная основа для нанотехнологии; электронная торговля: Конечно, не все участники одинаково хорошо разбираются во всех этих областях, но многим нравится опыт участия в совместном изучении новых идей, фактов и точек зрения. Важнейшая цель трансгуманистов состоит в том, чтобы улучшить функционирование человеческого общества как сообщества с единым миропониманием. В дополнение к попыткам понять происходящее мы можем попробовать найти пути создания более хороших методов определения того, что происходит в мире. Для получения знаний мы можем создавать учреждения, которые повысят эффективность академий и других сообществ. Все больше людей получает доступ к Интернету. Программисты, программные разработчики, консультанты и многие другие, вовлеченные в различные проекты, постоянно повышают качество и количество различных средств связи. Публикации в Интернете и фильтрационная парадигма обмена информацией (Chislenko [1997]) позволяют ускорить распространение наиболее ценной информации, а также помочь отделить ее от неправильных представлений, включая бред сумасшедших. Занятые в информационных технологиях специалисты помогают таким образом укрепить позиции педагогов, ученых, гуманитариев, преподавателей и журналистов, веками боровшихся с невежеством, и делают человечество в целом более рациональным.

Одна простая, но блестящая идея, разработанная Робином Хансоном [1990], состоит в том, чтобы создать рынок "футурологических идей". В общих чертах это означает, что там можно разместить все соображения относительно спорных научных и технологических проблем. Одно из достоинств этого в обеспечении политиков и других разработчиков оценками вероятности осуществления разного рода сомнительных гипотез относительно будущих событий, типа того, где и когда возникнет некая точка бифуркации или технологическая разрыва. Это также предлагает реальный путь децентрализованный финансовой поддержки для людей, прилагающих усилия, чтобы найти ответы на многие волнующие нас сегодня проблемы. В экспериментальном виде в настоящее время эта идея воплощена на сайте обмена предвидениями, где люди могут оценить "степень доверия" разнообразным заявлениям. Для материализации потенциальных преимуществ такого рынка он должен быть создан так, чтобы иметь дело с реальными деньгами и быть интегрированным в экономическую структуру как фондовые биржи. (В настоящее время анти-гэмблерское законодательство многих стран запрещает тотализатор везде кроме спорта и скачек.)

Поначалу трансгуманистичкеский взгляд может показаться холодным и чуждым. Много людей напуганы быстрыми изменениями, которым они являются свидетелем и отвечают с отрицанием или запросами запрещений на новые технологии. Это стоит вспомнить, обезболивание при родах при помощи анестезирующих средств является также неестественным. Ранее и идея "младенцев из пробирки" отвергалась с отвращением. Генная инженерия рассматривается как противоречащая проектам Бога. Сейчас самая большая моральная паника связана с клонированием. Мы имеем сегодня целую армию биофундаменталистов - религиозных лидеров и так называемых этических экспертов, которые видят свою святую обязанность в том, чтобы защитить нас от любых "неестественных" возможностей, которые не вписываются в их предвзятое мировоззрение. Трансгуманистическая философия - позитивная альтернатива запрещению новых подходов к разрешению проблем изменяющегося мира. Вместо отказа от новых возможностей и предложений, она наоборот приглашает нас принять их с энтузиазмом. Трансгуманизм рассматривает технический прогресс как совместное человеческое усилия, чтобы изобрести новые инструментальные средства, которые мы могли бы использовать, чтобы изменить человеческое состояние и выйти за наши биологические пределы, делая возможным стать "пост-людьми". Являются ли средства "естественными" или "неестественный" не так важно.

Трансгуманизм - это не философия с фиксированным набором догм. Что отличает трансгуманистов в дополнение к их общей технофилии, так это список проблем, которые они исследуют. Он включает такие столь далеко идущие предметы, как будущее разумной жизни, а также много и более узких вопросов относительно современных научных, технологических или социальных разработок. Ко всем этим проблемам трансгуманисты стремятся найти строгий научный подход. Они не считают себя и свои принципы священными коровами, на которые надо молиться. Нет принципов, не подвергающихся сомнению: действительно ли есть необходимость смерти, есть ли ограничения конечностью ресурсов планеты Земля и т.д. Даже сам трансгуманизм не может быть вне зоны постоянной критической переоценки. Предполагается, что идеология развивается и будет изменяться в ответ на новые данные опыта, а также новые ситуации вызова, если мы действительно движемся вперед.

Трансгуманисты готовы и к тому, что им будет доказана их неправота, они готовы учиться на своих ошибках. Трансгуманизм может также быть и очень практичным и стоящим на земле обоими ногами. Многие трансгуманисты находят возможность применения их философии в своей собственной жизни, от использования диеты и упражнений для улучшения здоровья до продления срока жизни, подписки на замораживание; вложения капитала в новые технологии; создания трансгуманистического искусства; использования клинических средств для коррекции настроения и индивидуальности; применения различных психологических методов самосовершенствования; в общем, по направлению к более насыщеной и более ответственной жизни. Общим для трансгуманистов является динамический оптимизм: желаемые результаты в принципе быть могут достигнуты, но только через тяжкий труд и разумный выбор (More, 1997). Являетесь ли вы трансгуманистом? Если так, то вы можете ожидать, что все более увидите ваши собственные представления найдут отражение в обществе и в средствах массовой информации. Становится ясно, что время для идей трансгуманизма уже пришло.

Литература

1. Bostrom N., 1998. How long before superintelligence? / International Journal of Futures Studies, 2. (Доступно также на
http://www.hedweb.com/nickb/superintelligence.htm )

2. Bostrom N., 1998. Investigations into the Doomsday Argument /
http://www.anthropic-principle.com/preprints/inv/investigations.html

3. Bostrom N., 1997. The Fermi Parado/
http://www.ndirect.co.uk/~transhumanism/Fermi.htm

4. A., 1997. Collaborative Information Filtering / http://www.lucifer.com/~sasha/articles/ACF.html

5. Drexler E., 1992. . John Wiley & Sons, New York

6. Drexler E., 1988. Engines of Creation: The Coming Era of Nanotechnology / Fourth Estate. London. http://www.foresight.org/EOC/index.html

7. Hanson R., 1996. The Great Filter: Are we almost past it? /
http://hanson.berkeley.edu/

8. Kramer P., 1994. Listning to Prozac / Penguin. U.S.A.

9. Leslie J., 1996. The End of the World: The Ethics and Science of Human Extinction / Routledge, New York.

10. More M., 1997. The Extropian Principles /
http://www.extropy.com/~exi/extprn26.htm

11. More M., 1995. Dynamic optimism: Epistemological Psychology for Extropians /
http://www.primenet.com/~maxmore/optimism.htm

12. Moravec H., 1998. Robot, Being: mere machine to transcendent mind / Oxford Univ. Press.

13. Pearce D. 1997.The Hedonistic Imperative / http://www.hedweb.com/hedab.htm

Автор: Ник Бостром. Йельский Университет, факультет философии http://www.nickbostrom.com.

Экогеософский альманах, СПб.: 2000, №3, С.59-67 (перевод Косарева В.В.)