Вы - новичок

и хотите больше узнать о движении или вступить в него

Вы - активист

и вас интересует жизнь движения

Вы - инвестор

и вы заинтересовались проектами движения и возможностью финансирования

Вы - журналист

и ищете информацию или хотите взять интервью

"Трансгуманизм как философия" телефоническое эссе Грея и Идола

Дата опубликования статьи: 06.08.2006

Для пояснения самого понятия “трансгуманизм” следует, пожалуй, обратиться к одному из основателей трансгуманистического движения, современному философу и футурологу Максу Мору. Он дает трансгуманизму два определения.

Одно из определений - трансгуманизм как интеллектуальное и культурное общественное движение, которое поддерживает возможность и желательность целенаправленного фундаментального расширения человеческих возможностей, особенно за счет развития и распространения технологий, способных значительно усилить человеческие способности (интеллектуальные, физические и психологические), избавиться от старения, болезней и обрести качественно новые возможности.

А второе - трансгуманизм как философское учение о последствиях, возможностях и потенциальной опасности так называемых "emerging" технологий*, которые позволят человеку преодолеть характерные для него фундаментальные ограничения. А также смежное учение о моральных и социальных аспектах разработки и применения подобных технологий.

_________________
*"Emerging technology" - обобщающий термин, обозначающий такие многообещающие технологии, как: нанотехнология, биотехнология, информационная технология, а также когнитивная наука.

  • Биотехнологии являются очевидным и самым простым способом совершенствования человека. Существует несколько путей расширения человеческих возможностей за счет биотехнологий. Во-первых генетическая инженерия, которая позволит придать человеку передаваемые по наследству качества и избавить от генетически обусловленных недостатков. Во-вторых создание полезных симбионтов (микрофлоры), а также использование бактерий и вирусов для целенаправленного воздействия и изменения качеств человека. В-третьих- прямое хирургическое вмешательство, в том числе и с целью внедрения в организм полезных для человека технических средств (искусственные органы, системы связи, медицинские датчики и пр.)
  • Нанотехнология- это технология манипуляции объектами в молекулярных масштабах. Даже не применительно к нашей теме, нанотехнологии позволят качественно расширить возможности человечества по удовлетворению потребностей. В трансгуманизме же нанотехнологии рассматриваются как инструмент тонкого вмешательства, способный манипулировать тканями, клетками и даже генетическим материалом человека в целях его изменения в требуемую сторону. Стоит отметить, что рассматривается также возможность создания независимых машин наноскопических размеров, способных служить симбионтом человеческому организму (способных стать соврешенной иммунной системой, системой восстановления повреждений и даже системой динамического (!) изменения человека).
  • Информационные и когнитивные технологии позволят достичь таких целей, как расширение интеллектуальных способностей человека; создание искусственного интеллекта для помощи в когнитивной деятельности человека; управление психикой; осуществление прямого интерфейса “мозг-компьютер”. Также кажутся возможными такие экзотические идеи, как перенесение сознания на полностью небиологические носители, объединение сознаний людей или слияния сознания с искусственным интеллектом.

Благодаря этим модификациям человек выходит за естественные рамки и становится “трансчеловеком”. Лишенным генетических недостатков, неподвластным болезням, способным выносит нечеловеческие нагрузки, достигшим практического бессмертия. Когнитивные изменения еще более значительны: сознание человека может быть объединено с другими сознаниями, компьютерами и базами данных. Способности по обработке информации могут быть значительно расширены, в том числе и за счет работы в прямом контакте с искусственным интеллектом.

Теснее всего ТГ соприкасается с двумя разделами философии, как то философская антропология и социальная философия. Рассмотрим сперва аспекты социальной философии, которые рассматриваются теоретиками трансгуманизма.

Социальная философия

По сути одним из основных вопросов социальной философии со времен Платона оставался вопрос “Каким долженствует быть социуму?”. "Emerging" технологии, а в частности и технологии модификации человека могут оказать значительное влияние на социум и послужить инструментом целенаправленного его изменения. Ибо изменяя человека, его потребности и возможности (а вероятно - психологию и когнитивные способности), мы равно изменяем социум. У различных течений в рамках ТГ имеется имеются различные взгляды на то, каким должно стать такое общество будущего.

Демократические Трансгуманисты считают, что ТГ-тех (так мы будем в дальнейшем называть технологии времен победившего трансгуманизма) и сопутствующие модификации человека и общества должны быть направлены на укрепление демократических ценностей (и в первую очередь - прав и свобод человека). Демократический трансгуманизм поддерживает идеи этичного использования и свободы применения* технологии модификации человека.
_________________
*Свобода применения этих технологий в ТГ-движении называется неологоизмом "морфологическая свобода".

Трансгуманистические Социалисты являются ветвью демократического трансгуманизма. Они считают, что с помощью ТГ-тех можно прийти к истинно социалистическому миру

Либеральный Трансгуманизм во многом схож с демократическим, в первую голову по вопросам морфологической свободы. Но в отличие от демократического трансгуманизма обладает другим этическим подходом - эгоистическим. В то время как демократический трансгуманизм предполагает использовать ТГ-тех для достижения равенства возможностей всех людей, либеральный предполагает прогрессирующее расслоение человечества по "модификационному" признаку. То есть подразумевается, что расслоенное ныне по экономическому признаку общество еще более стратифицируется благодаря возможности элиты общества в первую очередь приобрести новые, сверхчеловеческие качества.

Философская антропология трансгуманизма.

Трансгуманизм рассматривает те же вопросы философской антропологии, однако через призму ТГ-теха. Изначаьно в Ф.А. человек рассматривался как некое целостное явление с присущими ему неотъемлемыми чертами: психологией, разумом, моралью, физическими характеристиками вроде смертности, ограниченной способностью влиять на свою и окружающую природу. Колнцепция трансгуманизма предполагает радикальные возможности по изменению этих элементов. Благодаря ТГ-теху человек и становится “трансчеловеком”, качественно отличающимся от человека, привычно рассматриваемого философами.

Постгуманистское течение. Постгуманисты, например, считают, что человечество- лишь промежуточная ступень эволюции в “постчеловека”, существа, который благодаря возможностям ТГ-теха выходит за рамки характеристики человека, даваемой философией. Постчеловек в видении постгуманистов- это качественно новое создание, способное управлять своими психическими, качественными и когнитивными способностями (что уже не является человеческим) и способны благодаря автоэволюции* экспоненциально наращивать свои возможности, максимальног приближая свои возможности к божественным.
_________________
*Автоэволюция- концепция сознательного, управляемого развития развития человека.

Гедонистический императив. Это течение, которое возлагает на ТГ-тех роль максимального уничтожения “страдания” как категории человеческого бытия. Они считают, что трансгуманистические возможности даны человеку для максимального удовлетворения любых возможных потребностей. По мнению “неогедонистов” человеческая деятельность по сути сводится к максимально возможному избавлению от страданий и получению максимального наслаждения- от физического до психологического и интеллектуального. Соответственно, коль скоро ТГ-тех предоставляет людям такую возможность, то все его плоды пойдут на удовлетворение этих потребностей.

Имморталисты рассматривают философские, моральные и этические проблемы такого аспекта как трансгуманизм как возможность достижения физического или.духовного бессмертия.

Экстропианское течение является самым обширным течением трансгуманистического учения. Оно рассматривают наиболее общие трансгуманистические вопросы, причем в первую очередь - в оптимистическом свете. Экстропиане являются сторонниками разумного и активного подхода к автоэволюции и прогрессу. Сам термин “экстропия” является метафорической противоположностью термину “энтропия”. В то время как энтропия- процесс дезорганизации и саморазрушения, экстропия- это целенаправленный техногенный процесс организации качественного улучшения человека в отдельности и человечества в целом.

Сингуляристы- движение, во многом опирающееся на футурологическую идею “технологической сингулярности”- такого момента в истории развития человечества (достигнутого благодаря технологиям, в первую очередь когнитивным: искусственный интеллект и усиление мыслительных возможностей человека), когда становится невозможным предсказать дальнейшее его развитие. Сингуляристы считают, чтоданный момент является ключевой вехой в развитии человечества и его достижение- важнейшая цель для современного нам человечества. За моментом “технологический сингулярности” начинается время,непредсказуемого и неограниченного роста возможностей человека. В данном случае сингуляристы также рассматривают концепцию “постчеловека”.

Критика трансгуманизма

Это трансгуманистическое движение, любопытное также тем, что само критикует собственное учение в целях предстказания возможных опасностей и угроз трансгуманистического будущего. Они даже разделили критику на формализованные контраргуиенты:

  • “Аргумент Питера Пэна” указывает на то, что опасность ТГ-технологий может завести человечество в тупик отсутствия потребности к дальнейшему развитию и “взрослению”. В данном случае это критика гедонистического императива. Человечество, избавившись от всех мешающих ему факторов, изыскавшее способы получения перманентного наслаждения, не будет иметь стимулов к внешнему и внутреннему развитию.
  • “Аргумент Франкенштейна” (обесчеловечивания) заключается в том, что ТГ-тех способен размыть границу между человеком и артефактом. Есть опасность превращения сверхчеловека в нечеловека, поскольку за счет дарованных ему ТГ-техом возможностей сверхчеловек не будет нуждаться в нормах морали и не будет иметь привычных психологических качеств.
  • “Аргумент достаточного” заключается в том, что критикам кажется морально неправильным для человеческого создания вмешиваться в фундаментальный аспект себя и своих детей. Также критикам кажется экзистенциально неправильным избавляться от ограничений, наложенных природой. К примеру: пределы продолжительности жизни или интеллектуальных способностей.
  • “Аргумент Гаттаки” (название заимсвовано из антиутопического произведения) является критикой либерального трансгуманизма. Критики считают, что при бесконтрольном развитии ТГ-теха человечество абсолютно (вплоть до абсурдности) стратифицируется на уберменшей, у которых есть все и унтерменшей, у которых нет ничего.
  • “Аргумент Терминатора” (экзистенциальный риск) не является напрямую трансгуманистическим риском, но является риском применения ТГ-технологий. Это риск того, что при неразумном их применении существование человечества окажется под угрозой. К таким технологиям относЯтся, прежде всего, “искусственный интеллект” и нанотехнологии.
  • “Аргумент игры в Бога” (гордыня)- это религиозный аргумент, в первую очередь выдвигаемый христианами, который заключается в том, что человек, обретя способности, близкие к божественным, в сознании своем заменит собой Бога.

Кроме всего прочего нельзя не упомянуть, что существуют движение, по воззрениям диаметрально противоположное трансгуманистам - биоконсерватизм. Оно состоит из критиков ТГ-теха, которые (по разным причинам) отрицают пользу или этичность искусственной модификации природы человека (а ортодоксы движения отрицают пользу и этичность emerging-технологий вообще, поскольку по их воззрениям вред от их использования превысит любую возможную выгоду, полученных от данных технологий ).

Список источников:

Публицистическая литература:

  1. “Сумма технологий” С.Лем,
  2. Журнал “Экстропия”,
  3. “Man to Superman” Р. Эттингер,
  4. “История трансгуманистической мысли”, Н. Бостром,
  5. “Машины Создания”, Э. Дрекслер,
  6. “Принципы экстропии”, М. Мор,
  7. “Постгуманизм”, Н. Бэдмингтон,
  8. “Трансгуманистическая декларация”, 2002.

Художественная литература:

  1. “Нейромант”, У. Гибсон,
  2. “Схизматрица”, Б. Стерлинг,
  3. “Падшие ангелы мультверсума”, Л.Алехин,
  4. “Мечтают ли андроиды об электричесмких овцах”, Ф.К. Дик,
  5. “Вакуумные цветы” М. Суэнвик,

Интернет-источники:

  1. http://en.wikipedia.org/wiki/Transhumanism