Вы - новичок

и хотите больше узнать о движении или вступить в него

Вы - активист

и вас интересует жизнь движения

Вы - инвестор

и вы заинтересовались проектами движения и возможностью финансирования

Вы - журналист

и ищете информацию или хотите взять интервью

Ученые, политики и общественные деятели об идеях трансгуманизма

Дата опубликования статьи: 01.09.2005

Самая опасная в мире идея

В 2004 году редакторы журнала Foreign Policy задали восьми известным учёным вопрос: "Какая идея сегодня представляет наибольшую опасность для человечества?" Среди этих учёных был известный культуролог и футуролог Фрэнсис Фукуяма, член совета по биоэтике при президенте США.

Каков же был ответ Фукуямы? Самая опасная идея для человечества...трансгуманизм — "необычное освободительное движение, участники которого ставят перед собой более высокие цели, чем борцы за гражданские права, феминисты или защитники прав сексуальных меньшинств". Это движение, по его словам, стремится "не менее, чем освободить человечество от наложенных на него биологических ограничений".

Но почему же Фукуяма считает идеал трансгуманизма: стремление предоставить каждому человеку возможности для развития и самоулучшения — самой опасной в мире идеей? Чем так пугает его предположение, что люди смогут использовать технологии, чтобы стать умнее, жить дольше и не страдать от болезней (что, на самом деле. давно уже происходит)? Почему в ответ на вопрос "Должно ли государство диктовать человеку время, когда он должен умереть?" Фукуяма решительно отвечает "Конечно, да"?

Критика Фукуямы

Действительно, трансгуманисты выступают за финансирование исследований по продлению жизни и остановке старения, защищают применение медицинских и технологических мер для улучшения памяти, интеллекта, внимания и других человеческих характеристик. Трансгуманисты считают, что каждый человек должен иметь возможность улучшить все стороны своего существования - физические, умственные и эмоциональные.

Главное возражение Фукуямы против трансгуманизма в том, что, по его мнению, идея равенства прав несовместима с улучшением человека. "В основе идеи равенства прав лежит убеждение в том, что в каждом из нас присутствует человеческая сущность, которая делает неважными различия в цвете кожи, красоте или даже умственных способностях. Идея об этой сущности, и вера в то, что благодаря ей отдельные личности имеют ценность, лежит в основе либерализма. А трансгуманизм стремится эту сущность изменить".

Мы видим, что аргумент Фукуямы базируется на трёх предположениях: (1) существует какая-то необыкновенная "человеческая сущность"; (2) лишь те личности, которые обладают этой загадочной сущностью представляют ценность и заслуживают равных прав; и (3) улучшения, предлагаемые трансгуманизмом, уничтожат эту сущность. Отсюда Фукуяма заключает, что трансгуманизм уничтожит основу для равенства прав.

Прежде всего, сама идея "человеческой сущности" является крайне сомнительной. Специалисты-этологи продемонстрировали в последние десятилетия, сколь сильно мы похожи на наших родственников приматов. Эволюционные биологи отмечают, что значительная часть нашей человечности заключается не в генотипе, а в "расширенном фенотипе", включающем культуру, технологии и общественные структуры.

Далее, идея отказывать людям в правах только потому, что их "сущность" не такая как "у всех нас", очень напоминает отказ считать людей полноценными людьми потому, что они другого пола или другого цвета кожи. Нет никаких реальных причин отказывать людям с изменёнными или расширенными возможностями в равных правах и нет оснований полагать, что с их появлением прекратится многовековая тенденция распространения равных прав на всё более широкие группы людей.

Наконец, если под "сущностью" понимать нечто вроде "способности к этичному поведению", то и третье предположение Фукуямы оказывается неверным. Улучшения, предлагаемые трансгуманистами - продление здоровой жизни, лучшая память, больший контроль над эмоциями, и т. д. - не только не лишат людей способности к этичному поведению, но и усилят её.

Так что похоже, что единственная опасность, которую представляет трансгуманизм - это опасность того, что люди сочтут его более привлекательным мировоззрением, чем реакционный биоконсерватизм, пропагандируемый Фукуямой, Леоном Кассом и другими членами президенстского совета по биоэтике.

  • На сайте Foreign Policy вы можете прочитать статью Ф. Фукуямы (необходима бесплатная регистрация).

перевод (с сокращениями) статьи Ника Бострома:
http://www.nickbostrom.com/papers/dangerous.html

Философы об эволюции человека

  • Аристотель: "Хотя мы и смертны, мы не должны быть рабами тленных вещей, но, насколько это возможно, подниматься до бессмертия и жить согласно с тем, что в нас есть лучшего"
  • Ницше: "Человек есть нечто, что должно преодолеть"
  • П. Успенский: "Нашей основополагающей идеей будет следующая: человек, как он нам известен, не является завершенным существом"
  • Я. Беме: "Душа есть вечная делательница самой себя"
  • В. Франкл: "Существовать – значит постоянно выходить за пределы самого себя"
  • М. Бахтин: "Подлинная жизнь личности совершается как бы в точке... несовпадения человека с самим собой, в точке выхода его за пределы всего того, что он есть как вещное бытие"
  • С. Аверинцев: "Бытие человека открыто вертикально"
  • М. Мамардашвили: "Человек есть такое существо, возникновение которого непрерывно возобновляется. С каждым индивидуумом и в каждом индивидууме"
  • Дж. Мирандола "Достоинство же человека заключено в беспредельных возможностях человека стать тем, кем он захочет"
  • Дж. Мирандола "Тогда принял Бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира сказал: «...Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочитаешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные» "

Источник

Учёные об идеях трансгуманизма

  • Илья Мечников «Ученый-философ не должен смотреть на современную человеческую природу как на нечто незыблемое, а должен стремиться изменить ее ко благу людей. Мы вправе составить себе идеал человеческой природы, к которому человеку следовало бы стремиться», 1907 год
  • С.П. Курдюмов "У человечества нет времени нащупывать организацию мира методом проб и оштбок... Мы должны вычислять и проектировать будущее, опираясь нанауку, на законы организации и самоорганизации."
  • В.Н. Анисимов, профессор, президент Геронтологического общества РАН в книге "Эволюция концепций в геронтологии" пишет: "...необходимо будет осуществлять "перепроектировку" множества генов... при наличии необходимого количества биологических данных и мощных компьютеров решение такой задачи представляется вполне осуществимым. Если сохранится существующий темп прогресса в изучении механизмов старения, то правомерно ожидать получение в ближайшие 10-20 лет критически важных результатов в этой области. Представляется вполне обоснованным надеяться, что эффективная терапия старения может быть реализована уже во второй четверти XXI века, а в его второй половине появление методов, фактически дающих человеку "вечную молодость".