Вы - новичок

и хотите больше узнать о движении или вступить в него

Вы - активист

и вас интересует жизнь движения

Вы - инвестор

и вы заинтересовались проектами движения и возможностью финансирования

Вы - журналист

и ищете информацию или хотите взять интервью

РТД и политика

Дата опубликования статьи: 14.11.2011

Цели, которые заявляют трансгуманисты, находятся за пределами современной политики. Политика в демократических странах ограничивается 4-5 годами до следующих выборов, международные организации, такие как ООН, пытаются заглянуть на десятки лет вперед, но делают это плохо. И только трансгуманистические организации всерьез волнует долгосрочное будущее человечества и постчеловечества. Пока общество недостаточно готово к полной и радикальной перестройке, трансгуманизм не может быть встроен в политическую систему. Однако трансгуманисты могут взаимодействовать с политическими силами. РТД выступало в Госдуме РФ с докладами о будущем, проводило митинги за бессмертие, взаимодействовало с госорганами в России и за рубежом в рамках лоббистской деятельсноти.

В свете последних событий выскажу наше мнение насчет РТД и политики.
Собственно, это официальная позиция РТД, только высказанная несколько иными словами.

Политика связана с властью. Если власть в обществе принципиально атрансгуманистична, то трансгуманисты вынуждены искать неполитические пути. А власть и общество сейчас именно таковы. Как бы меня не радовало распространение трансгуманистических идей и рост интереса к будущему в российском обществе, но мне понятно, что этот интерес пока необычайно слаб. Даже интерес к пиратской партии намного больше, а пиратская партия - это идея первого шока будущего. Трансгуманизм - идея третьего уровня шока будущего, поэтому пока подавляющее большинство населения готово рассматривать её только как фантастику.

Пока это так, шансов на встраивание в политический процесс у трансгуманизма нет никаких. Попытка сыграть "на опережение" отвлечет ресурсы от действительно полезной работы по закладыванию основ роста трансгуманистического мировоззрения. Надо понимать, что есть очень много "дополитических" идей в обществе, которые пока не вышли на повестку дня. И развивать их следует через другие, не политические методы. Не через митинги и шествия, а через семинары и телепередачи. Неслучайно, даже Дмитрий Ицков, с его явным интересом к политике и политическими амбициями, говорил о создании "стратегического движения".

Трансгуманизм может вызывать интерес у политических фигур (и вызывает), но вряд ли кто-то из них способен ввести трансгуманизм в сферу публичной политики. Максимум - это ввести его в сферу проектной деятельности, но она аполитична. Иммортализм находится, имхо, ближе к созреванию в политическом плане, но даже идеи бессмертия пока все равно не впишутся в политический процесс. Не думаю, что есть даже одна страна, где общество адекватно восприняло бы появление Партии Бессмертия. Конечно, к этому идет. Я сейчас пишу статью "Политика иммортализма", где показываю, как зарождается политическое направление в иммортализме, но оно пока именно зарождается.

В такой ситуации попытка реального участия в политическом процессе, т. е. политической борьбе, неминуемо приведет к отказу от, собственно, трансгуманизма, к опоре на те современные идеи, которые конкретные трансгуманисты сочтут наиболее совместимыми с трансгуманизмом. А это могут быть абсолютно любые идеи. :) Есть трансгуманисты, поддерживающие Единую Россию и считающие, что надо работать в рамках партии власти (тот же Михаил Батин пытался это делать). Есть сторонники коммунизма, обоснованно доказывающие, что именно в СССР ориентация на прогресс была самой сильной. Есть либералы, которые продвигают западный подход к технологическому прогрессу. Есть все остальные варианты. :) Выбор направления неизбежно был бы произвольным и породил бы ненужный и бесплодный конфликт в самом трансгуманистическом движении.

Собственно, возможность такого конфликта мне знакома не понаслышке. Когда-то меня чуть не исключили из WTA (Всемирной трансгуманистической ассоциации) за "фашизм" (т. е. положительный комментарий относительно Белоруссии). В WTA политическая борьба (т. е. борьба из-за современных устаревших нетрансгуманистических идей) сожрала немало времени и сил. Борьба между социалистами и либералами, либералами и либертарианцами, навешивание друг на друга ярлыков "фашистов" - это бессмысленная и вредная трата ,времени казалось бы, разумных людей. Увы.

Что касается протестов против конкретных неприятных политических фигур (где все прогрессивное человечество готово согласиться, что Х - плохой), то все равно это либо втягивание трансгуманистов в неэффективную трату ресурсов, либо наивный оппортунизм, либо откат назад в целях и задачах.

Ведь в краткосрочной перспективе трансгуманизм еще очень слаб и ошибкой было бы тратить имеющиеся силы и возможности на то, с чем даже общество в целом не особо может справиться. Ведь кроме нас никто не будет бороться со старением, в то время, как мы займемся борьбой с режимом или (в другой исторический момент) за режим.

А верить в то, что именно колонна трансгуманистов с флагами сможет изменить ситуацию - столь же наивно, как верить, что это сможет сделать колонна транссексуалов или компьютерных пиратов с флагами. Такой оппортунизм не может сработать - не надо думать, что общество спит и видит, как над Москвой взовьются флаги с повернутой восьмеркой и транспаранты с лозунгами "Бессмертным гражданам бессменного президента".

Наконец, если кто-то из трансгуманистов искренне возжелал бороться за справедливость и порядок сегодня, забыв при этом о своих долгосрочных задачах и миссии, то он совершает ошибку. Трансгуманизм - это выход в надсистему целей. Защита либеральных (или коммунистических, или каких-то иных) ценностей - это вчерашний день.

Конечно, придет время, когда трансгуманизму найдется место в политике. Этот момент надо приближать и готовить. Но до тех пор, пока это не произошло, лезть в политику - это такая же ошибка, как сильно заморачиваться по поводу благоустройства своего подъезда.