Вы - новичок

и хотите больше узнать о движении или вступить в него

Вы - активист

и вас интересует жизнь движения

Вы - инвестор

и вы заинтересовались проектами движения и возможностью финансирования

Вы - журналист

и ищете информацию или хотите взять интервью

Трансгуманизм и теория мыслящей материи

Дата опубликования статьи: 25.12.2015

Алесь Мищенко
Трансгуманизм и теория мыслящей материи

 

Содержание
раздел 1. Постчеловеческое будущее и теория мыслящей материи
раздел 2. Виды организованной материи: физическая, химическая, биологическая и мыслящая
раздел 3. Определение мыслящей материи
раздел 4. Философия мыслящей материи
раздел 5. Поиск внеземной мыслящей материи
раздел 6. Цели живой и мыслящей материи
раздел 7. От живой к мыслящей материи
раздел 8. Мыслящая материя и человек
раздел 9. Эволюция мыслящей материи

 

 

---------------------   раздел 1. Постчеловеческое будущее и теория мыслящей материи

Трансгуманизм [1,8,9] предполагает качественное изменение природы человека в ближайшем будущем и способствует развитию технологий,  ведущих к таким возможностям. Однако конкретика изменения человека и конкретный вид постчеловека остаются пока тайной.
Трансгуманизм ожидает технологической сингулярности, то есть, взрвывного развития прогресса, уходящего за рамки понимания. Однако трансгуманисты всё ещё ограничиваются лишь констатацией этого факта. В то время как попыток моделирования постчеловеческого будущего цивилизации, ушедшей за пределы технологической сингулярности, до сих пор не было.
 Это происходит потому что выход за рамки человеческой природы невозможно описать, оставаясь в самих этих рамках. Как для описания перехода от химической к биологической эволюции необходимо выйти за рамки химии и изучать эволюцию в терминах и законах биологии — точно также и для описания трансгуманистического будущего человека необходимо выйти за рамки антропоцентричного, то есть, человеческого, описания эволюции. Такое «не-человеческое», а «эволюционное» описание возможно на более высоком уровне — на котором все типы эволюции (химическая, биологическая и эволюция разума) представляют этапы единого процесса усложнения структур материи. Следуя такому «эволюционному» описанию,  мы сможем предварительно определить и следующий тип организации материи — тот, который мы сейчас недальновидно всё ещё называем «разумная жизнь». Мыслящая материя (понятие, появившееся в футурологии в [2-5] и затем развитое в [6,7,10-12]) — это один из видов организации материи во вселенной, появляющийся вслед за химической и биологической формами её существования.
Задача, которую ставит перед собой теория мыслящей материи — описание  постчеловеческого будущего мыслящей материи, в частности, эволюцию мыслящей материи после технологической сингулярности (такое «не-человеческое», а «эволюционное» описание названо в [12] «радикальной футурологией»)

 

 

---------------------   раздел 2. Виды организованной материи: физическая, химическая, биологическая и мыслящая

 

Здесь под организованностью всех типов организации материи понимается упорядоченность поведения её структурных составляющих (атомов, молекул, электромагнитных полей). Энтропия организованной материи обычно поддерживается на более низком уровне чем энтропия окружающей среды. При этом, масштаб и  законы обеспечивающие эту упорядоченность определяют тип организации материи: физическая, химическая, биологическая и, наконец, мыслящая).

Пример «химической» материи — это полимерные структуры, в том числе макромолекулы, биополимеры, белки и молекула ДНК. Эти структуры «собираются» с помощью сил Ван-Дер-Ваальса (термопласты) или с помощью других химических связей (реактопласты). В этом случае именно законы химии, определяющие соединение атомов в молекулы, организуют эти оргомные упорядоченные структуры. Эти части полимерного пазла могут подходить друг к другу множеством способов (существует пространственная вариативность, то есть, в разноообразие пространственного расположения частей). Именно на этом, например, основано многобразие всех молекул ДНК.
Эта вариативность последовательности включения разнообразных частей открывает возможность для появления нового разноообразия — разнообразия процессов включения частей, которая может привети к новым типам организации материи [11,12]. Такая вариативность процессов и  реакций привела к появлению жизни или «живой материи»:

Пример живой материи — это структуры на основе живой клетки, в которой, подобно полимеру, каждая молекула находится «на своём месте». Однако это место уже не постоянное во времени: существует уже не только пространственная, но и временная вариативность. И, несмотря на все варианты локализаций и последовательностей химических реакций в живой клетке, она выполняет все необходимые для жизнедеятельности задачи. И если та или иная молекула поведет себя неорганизованно, начнется болезнь. А потом, возможно, и смерть — то есть живая материя дезорганизуется, как дезорганизуется, например, распавшаяся на основания молекула ДНК. Эта организованность Жизни появилась в результате длительной эволюции, в течение которой «неправильно собранные» клетки не оставляли потомства, пока, наконец, не получились те, которые могут работать и размножать себя.
Заметим, что большая вариативность организуемой материи предоставляет большие возможности для «оптимизации» структуры организуемой материи (нахождения самых успешных вариантов структуры и поведения материи [12]). И чем более быстрой является эта оптимизация, тем более успешной будет соответствующая ветвь эволюции. Новый тип организации материи (мыслящая материя) появился, реализовав именно возможность оптимизации структуры и поведения материи.
Первый пример мыслящей материи — это мыслительная (сознательная) деятельность человека. Она оптимизирует способы контроля окружающей среды внутри изолированного от окружающего мира комплекса электрохимических процессов, называемого сознанием. Исторически, именно появление сознания означает зарождение в человеке мыслящей материи. Здесь под сознанием пониается способность отображать реальный мир с его взаимосвязями, с его логикой в абстрактный мир слов и понятий. Процесс этого «перевода» и манипулирования этими понятиями для оптимизации — и есть процесс осознания и мышления. Например, человек осознает самого себя в тот момент, когда находит своё место в своем логическом мире осознанных предметов [5,6].

 

---------------------   раздел 3. Определение мыслящей материи

 

Итак, мыслящая материя — это вид организованной материи, в котором, помимо разноообразия связанного с  пространственным и временным расположением частей, добавляется разноообразие связанное с ролью частей, а точнее с их информационным содержанием[11,12]. Приведём определение мылящей материи и соответствующие пояснения и примеры из [11]:
Мыслящая материя — такой вид организации материи, при котором способы организации создаются и развиваются независимо, отдельно от организуемой материи. Это подразумевает «моделирование» структуры организованной материи не путем экспериментирования с ней (как происходило в живой материи), а независимо и отдельно от нее. Другими словами, организованная материя является мыслящей, если она как-бы состоит из двух частей: «организуемой» и независимой от неё «информационной»[3-6].
Последняя содержит информацию о том, как должна быть организована материя (она называется «мыслящей информацией»). Назначение информационной части в том, чтобы обеспечить развитие мыслящей информации независимо от организуемой части мыслящей материи. Информационная часть мыслящей материи состоит из мыслящей информации и, собственно, материи, в которой эта информация располагается (эта материя называется носителем мыслящей информации). Сама мыслящая информация состоит, в свою очередь, из информации и процесса её обработки, то есть, процесса «моделирования» структуры организованной материи.
Организуемая часть мыслящей материи — собственно сама организованная материя. Она организуется в структуры, информация о которых хранится в информационной части мыслящей материи. Наличие таких двух частей подразумевает не только процесс передачи информации от информационной к организуемой части, но и, собственно, процесс «организации» второй, организуемой части мыслящей материи. Материя, которая осуществляет этот процесс (организует материю) называется организатором мыслящей материи. Этот организатор и носитель мыслящей информации вместе называются носителем мыслящей материи. 

Такая идеально-материальная структура, где идеальная часть(информация) отделена от материальной части(организуемой материи), отличается от предыдущих типов организации материи, в частности, от живой материи[3,4,12].

Это определение — отправная точка теории мыслящей материи, разработанной Мищенко А.В. в [2-7,10-13] (и называемой также иногда «наука о мыслящей материи»). Эту теорию можно определить как раздел философии[раздел 4] и футурологии[раздел 9], а также область знаний смежную трансгуманизму [раздел 1] и психологии сознания[раздел 8]. Эта теория (называемая также иногда «наукой о мыслящей материи») состоит в настоящее время из законов поведения и целей мыслящей материи, её роли в психологии человека, места в философии, связи с религией, технологической сингулярностью и трансгуманизмом[1,8,9].

 

---------------------   раздел 4. Философия мыслящей материи

 

Заметим, что конечно, полная независимость информационной части от организуемой материи – это чистое, идеальное состояние мыслящей материи, реализующееся в реальности с той или иной степенью точности.
Идеальное состояние мыслящей материи похоже на структуру мира, которую описал древнегреческий философ Плотин, где идеальное начало мира («Единое») также не зависит от окружающей  материи. И наоборот, материя от него зависит: «Единое» производит некоторые, как Плотин это называл, «эманации», с помощью которых творит окружающий материальный мир.
Плотиновский процесс творения напоминает процесс организации мыслящей материи (от идеальной мыслящей информации, через её носителя и  организатора (имеющих одновременно и идеальную и материальную составляющую мыслящей материи ) к, собственно, чисто-материальной организуемой материи).

Предположение Плотина о идеально-материальной структуре всего мира, с точки зрения теории мыслящей материи, может быть как всего лишь аналогией с человеком и рукотворным миром, так и описывать реальность, созданную другой, не-человеческой мыслящей материей, появившейся задолго до человека (и, возможно, даже до «Большого взрыва»)  и достигшей к настоящему времени уровня развития практически недоступного нашему пониманию. Такой уровень развития мыслящей материи называется в [4-6] Абсолютным разумом. Предполагается что, в соответствии с целями мыслящей материи [раздел 6], Абсолютный разум достиг практически полной независимости от своих материальных носителей.

Таким образом, Абсолютный разум обладает двумя основными совйствами, которые различные религии приписывают Богу, а именно: во-первых, Бог находится вне материального мира (то есть, независим от мира и не является материальным объектом) и, во-вторых, Бог всемогущ, то есть его возможности организации материального мира безграничны (хотя не всегда Бог имеет намерение вмешиваться в происходящее в мире).
Что касатеся организации Абсолютным разумом окружающей материи, то возможен широкий спектр вариантов. С одной стороны, уровень развития Абсолютного разума позволяет ему осуществлять полный контроль над организуемой  материей — когда всё происходящее в подконтрольном ему мире, случается по его воле и при его непосредственном участии. С другой стороны,  Абсолютный разум может и не иметь намерения контролировать окружающий мир, замыкаясь в себе.

Этот спектр отношениий Абсолютного разума и мира также соответствует спектру отношений Бога и сотворённого им мира, который различные религиозные учения определяют от полного контроля до отстранения от сотворённого им мира сразу после его создания. 

Вопрос о возникновении окружающего мира или его создании Богом разбивается в теории мыслящей материи на два  вопроса: появился ли Абсолютный разум до или после Большого взрыва[4-6] и было ли у него намерение контролировать окружающий мир на этапе его создания.

 

---------------------   раздел 5. Поиск внеземной мыслящей материи

 

Вышеуказанная схожесть с представлениями древних философов подтверждает, что человек интуитивно чувствует структуру мыслящей материи в самом себе, и, более того, предполагает возможность такой структуры во всём окружающем мире. Такие глобальные этапы развития мыслящей материи когда весь мир становится её организуемой частью, описаны в [5,11]. Однако, уже сейчас происходящее на Земле развитие «разумной жизни» имеет именно такую структуру. Поясним это на примере нашей планеты.
Внеземной разум, анализируя что происходит с нашей планетой, пришел бы к следующему выводу: происходит организация материи на планете Земля. Например, вырастают города, где дома стоят строго в местах определенных сеткой улиц. И каждый дом — это тоже не хаотичная куча стекла и бетона, у него тоже свой порядок — из этажей и строительных перегородок. Сделав такое наблюдение, внеземной разум пришел бы к выводу: материя на планете Земля самоорганизуется по каким-то своим законам, то есть возможно является мыслящей материей. Кстати именно так должны будем начинать поиск внеземного разума и мы (а вовсе не так как предлагают фантасты — во всех их книгах люди на других планетах ищут нечто подобное или себе или монстрам из своих кошмаров. И чем больше это нечто похоже на нас тем более «разумной» считается тамошняя жизнь).
Пойдем дальше. Если бы внеземной разум сумел бы понять структуру земной мыслящей материи, он сделал бы вывод: в ее центре находится информационная часть — человек и вспомогательные носители информации (компьютеры, чертежи, и т. д.). В головах людей строятся схемы будущих зданий, выбираются наиболее прочные конструкции, и только после этого эти планы воплощаются в жизнь. И, опять-таки, именно так должны будем рассуждать и мы в поисках внеземного разума: если нам удалось обнаружить в самоорганизующейся материи такую структуру — значит, мы обнаружили внеземной разум. То есть, если мы убедились, что эта внеземная организация материи сначала где-то планируется, а потом, уже в другом месте, воплощается в реальность — значит, мы встретились именно с мыслящей материей. И наоборот: если у самоорганизующейся материи нет такой структуры, значит это не мыслящая материя. Например, если бы внеземной разум прилетел к нам несколько миллионов лет назад, он тоже увидел бы что материя на планете Земля как-то самоорганизуется. Например, растут леса — и каждое дерево имеет строгую организацию — ствол, ветки, листья. Растут коралловые рифы, тоже организованные. Но и организация веток в дерево, и организация коралловых полипов в риф нигде в другом месте не «обдумывается», не моделируется. Информация о том, как должно быть построено дерево содержится только в самом дереве. Поняв это, внеземной разум поймет, что у земной самоорганизующейся материи нет нужной структуры. Значит, сделает вывод он, эта материя не мыслящая, на Земле нет разума.
Конечно, чёткой границы между мыслящей и немыслящей материи нет, и её определение описывает её чистое, идеальное состояние. В реальности процесс «обдумывания» и моделирования зависит от материи - как сознание человека зависит от его тела. В этом и есть фундаментальная причина неудовлетворённости человека жизнью [4-6], см. также [раздел 8].

 

---------------------   раздел 6. Цели живой и мыслящей материи

 

Жизнь является предыдущим типом организации материи и, в некотором смысле, мешает ей [5,11,12]. Жизнь подконтрольна каскаду химических, механических и электрических реакций, которые в совокупности и составляют её суть. То есть, способ контроля и организации материи находится в ней же (ДНК, ферменты, гормоны, и т. д.). Именно это не позволяет жизни «сначала подумать, а потом сделать» — эволюция биосферы идет методом проб и ошибок, в миллионы раз медленнее эволюции мыслительной деятельности. Алгоритм, по которому передается генетическая информация, был не смоделирован предварительно, а создан непосредственно в процессе передачи генетической информации[3-5]. То есть, этот алгоритм никогда не был смоделирован на каких-то других носителях, кроме той материи где он применяется — молекул ДНК в живой клетке.. Точно так же идея ферментной обработки пищи никогда не существовала вне ферментов: все сложные пищеварительные процессы не были изначально «разработаны» — они появлялись и усложнялись потому, что случайно появлялись новые, всё более сложные, ферменты. В этом фундаментальное различие между живой и мыслящей материей.

Стремления или «цели» живой и мыслящей материи определяются в теории мыслящей материи как самосохранение. Самосохранение жизни[разделы 2.6] можно определить как сохранение процессов жизнедеятельности (как в живой клетке так и во всём организме в целом), то есть, в сохранении пространственной (правильная структура клеток, нервной и кровеносной систем, и так далее) и временной (правильное деление клеток, кровоток и сигналы нейронов) структуры живой материи. Это сохранение структуры жизни подразумевается в течение всей эволюции жизни, то есть, не только внутри отдельного организма, но и от поколения к поколению.
Аналогично живой и другим типам организованной материи, самосохранение мыслящей материи можно определить как сохранение её структуры. Сохранение структуры мыслящей материи предполагает, во-первых, сохранение «отдельности», то есть, независимости информационной части от организуемой материи и, во-вторых (внутри информационной части мыслящей материи), сохранение независимости мыслящей информации от её материального носителя.
В случае земной мыслящей материи (человека и рукотворного мира) это означает во-первых, сохранение  независимости человека от окружающего его мира (конечная задача рукотворного мира состоит именно в ограждении человека от разрушающего влияния неподконтрольного ему окружающего мира) — это можно назвать задачей безопасности жизни. И, во-вторых (внутри самого человека), сохранение независимости сознания и ясного ума от возможных разрушающих влияний со стороны тела человека (таких как старость, болезни и, в конце концов, смерть) — это можно назвать задачей сохранения здоровья. 

 

---------------------   раздел 7. От живой к мыслящей материи

 

Как же смогла возникнуть у живых оранизмов вышеописанная структура мыслящей материи? Мыслящая материя начала развиваться на основе живой материи или, более точно, на основе нервной системы высших млекопитающих. Отличие этой системы от других систем живого организма — в ее большей самостоятельности, отсутствии ее непосредственного участия в обмене веществ как между организмом и средой, так и между разными системами организма. Нервная система развивалась, решая задачи координации и контроля над другими системами организма. Уже на ранних этапах возникновения основная работа нервной системы состояла в обработке и преобразовании своих же собственных нервных импульсов.
У высших млекопитающих и человека центральные отделы нервной системы еще более обособляются от окружающей среды (как от внешнего мира, так и от систем организма). Подобная обособленность, самодостаточность ряда проявлений высшей нервной деятельности и является почвой, на которой развивается феномен мыслящей материи, изолированной от внешнего мира, и в то же время активно влияющей на него. Так болевое ощущение от обожженной руки и визуальный образ обжигающего предмета являются нервными импульсами, а возникшее из них «чашка оказалась горячей» является мыслью, так как оперирует абстрактными словами и понятиями, а значит возникает из предыдущих мыслей, воспоминаний и понятий. Импульсы ранней нервной системы жестко связаны с другими системами организма. Например, поскольку сетчатка лягушки чувствительна к наличию движения, то возбуждаемые зрительные импульсы почти моментально преобразовываются в двигательные импульсы выбрасывания языка. Эта реакция на внешний раздражитель происходит без серьезной обработки или хранения информации. В процессе эволюции процесс превращения импульсов из датчиков внешнего мира в импульсы действия становится всё более сложным. Уже у рептилий он включает простейшее распознавание образов (чтобы не реагировать на любой движущийся предмет, а распознавать то, что видишь). Превращение ощущения в действие происходит по всё более и более сложным рефлекторным комплексам (инстинктам).
Далее, млекопитающие, благодаря развитым условным рефлексам[5], получают возможность хранить в памяти огромный (удачный и неудачный) опыт реакций на внешние возбудители. Такое сохранение в памяти моделей поведения, а главное, манипуляция этими моделями сильно развиваются у человека и получают названия соответственно «осознание» и «мышление».
Благодаря такой манипуляции, импульсы высших отделов нервной системы (кора головного мозга) уже не связаны непосредственно с окружающей средой, а могут возбуждаться и преобразовываться сами в себя, порождая феномен «внутреннего мира», а затем и сознания. Оно и обеспечило человеку настолько успешные средства выживания, что естественная эволюция человека как биологического вида практически прекратилась.

Появление нервной, а затем и примитивной мыслительной деятельности обеспечивает живой организм средствами для коррекции окружающей среды и своего поведения в ней: по сути — абсолютным механизмом изменения окружающей среды под свои нужды[5,11]. Жизнь получает возможность адаптироваться не в процессе эволюции и отбора приспособленных форм, а «бескровным путем», изменяя поведение форм жизни или состояние окружающей среды. Подобный способ изменения эффективнее, чем любые другие средства адаптации. Так, древний человек научился изготовливать оружие гораздо быстрее, чем животные смогли бы отрастить когти или зубы в ходе эволюции. Современный человек так же стремительно изменяет не только поведение (жизнь под среду), но и наоборот, окружающую среду под свою жизнь. Понятно, например, что созданный им и удобный для него городской ландшафт вытеснит все другие виды природного ландшафта лишь в заповедниках и парках. Живой материи, вооруженной таким мощным оружием, как мыслительная деятельность, уже не нужно развивать других средств выживания. Развитие мыслительной деятельности становится приоритетной, а затем практически единственной целью жизни. Так зарождающаяся мыслящая материя получает возможность необыкновенно быстрого развития. Опережая остальные системы организма, мысль эволюционирует все более и более автономно. Фактически, нервная ткань явилась тем материалом, из которого природа начала строить мыслящую материю.
Далее, общественная  предков людей стимулировала появление языка[11,12], который явился основой сознания (манипулирования абстрактными словами и понятиями). Таким образом в человеке, почти полностью сформировавшаяся самостоятельная мыслящая материя пошла по пути чистого совершенствования мыслительной деятельности.

В промежутке между 30 и 4 тысячами лет тому назад человек уже необратимо стал на путь превращения в мыслящую материю. Первая дата относится к первым ритуальным погребениям — свидетельству того, что смерть стала восприниматься мистически. (древнейшее из погребений, имеющее достоверный религиозный характер, находится  – это могила шамана на территории нынешней Чехии, похороненного соплеменниками с явной надеждой на жизнь после смерти)[13].
Однако даже человекообразные обезьяны не сразу покидают своих умерших соплеменников, надеясь, что жизнь вернется к ним. Ту же надежду на оживление тела можно наблюдать и сегодня у некоторых африканских племён, ухаживающих несколько дней за своими покойниками - словно они всё ещё живы.
Поэтому вторая дата связана с появлением мифов о сознании, точнее мифов о загробной жизни, независимой от оживления тела. Шумерские рассказы об ищущем бессмертия царе Гильгамешеуже содержат описания загробного мира [13]. Египетские тексты с описанием воскрешения Озирисанайдены в самых ранних пирамидах [13].
Образно говоря, мысль отделилась от живой материи, когда понятие «вечная жизнь» стало связываться с вечной мыслительной деятельностью, а не с вечным процессом жизнедеятельности. Человек с этого момента стал первым носителем еще не до конца сформировавшейся мыслящей материи — существом, которое заботится и связывает свое «Я» уже не с живой, а именно с мыслящей материей. Именно с появлением человека цели и пути мыслительной деятельности и жизнедеятельности впервые расходятся: живая материя становится мыслящей.

 

---------------------   раздел 8. Мыслящая материя и человек

 

Цели мыслящей материи в человеке[раздел 6] не соответствуют целям живой материи в нём: поскольку передача сознания, самоосознания и внутреннего мира не возможна от поколения к поколению, а значит, процесс смены поколений является разрушительным для  мыслящей материи[5,11]. Частичное приспособление  мыслящей материи к своему текущему носителю (живой материи) состоит в воспитании, то есть, фактически в передаче сознания от поколения к поколению в процессе воспитания и обучения языку. С точки зрения теории мыслящей материи это ведёт к тому что воспитанные родителями приёмные дети (носители воспитания, то есть части мыслящей материи родителей) им ближе чем родные но воспитанные другими (носители генов, то есть живой материи родителей)  — потому что передача мыслящей материи для человека уже важнее чем живой [5].
Заметим также, что в отсутствии воспитания, у детей-маугли не возникает ни языка ни сознания. То же самое происходит и на уровне народов: прерывание передачи культурной традиции (например вследствии запрета на такую передачу со стороны завоевателей) приводит к полному изменению самоосознания и культуры народа.  С точки зрения теории мыслящей материи все эти примеры означают, что процесс передачи сознания от поколения к поколению происходит ненадёжно.
Более того, в процессе воспитания, сознание передаётся только как способ мышления, а непосредственного копирования сознания (внутреннего мира) не происходит.
Это говорит о том, что, пользуясь живой материей как своим носителем, мыслящая материя не может полностью и  гарантированно сохранять себя в поколениях  (так, например, как гарантированно копируются в ребёнке родительские гены). Мыслящая матрия, в отличие от живой, может вообще не передаться от поколения к поколению, а в случае когда передаётся (посредством воспитания) то передаётся очень редуцированно — только как принципы мышления.
Согласно теории о мыслящей материи (называемой также иногда «наукой о мыслящей материи» [5,10-12]) этот факт конфликта между живой и мыслящей материи в человеке является первопричиной фундаментальной неудовлетворённости жизнью у человека. Эта  фундаментальная неудовлетворённость, согласно [5,11] происходит от ощущения бесцельности существования человека как мыслящего существа, развивающегося, набирающего воспоминания и опыт с пониманием неминуемого апоклипсиса этого  внутреннего мира, а значит и бесцельности развития этого мира.

Заметим, что на предыдущем этапе усложнения структур организованной материи — при переходе от химической к биологической эволюции — не было подобного конфликта, эти эволюции оказались связаны [11]: химическая эволюция состояла в репликации, изменчивости и эволюции макромолекул. Пришедшая ей на смену биологическая  эволюция была основана на  репликации и изменчивости одной из макромолекул (ДНК), которая и сейчас эволюционирует подобно тому как она это делала до появления жизни, только происходит это не в вулканически-активных местах первобытного океана (так называемых «чёрных курильщиков»), а внутри ядра живой клетки. С точки зрения биологической эволюции также не происходит конфликта: эволюция последовательностей оснований ДНК оказывается свзанной с эволюцией генотипов живых организмов.
Другими словами, для живого организма молекула ДНК используется как хранилище информации о нём, в то время как для молекулы ДНК  живой организм используется как «оболочка», в которой  молекула ДНК может не разрушаться вне окрестности «чёрных курильщиков» и даже вне океана[11].

 

 

---------------------   раздел 9. Эволюция мыслящей материи

 

Первой структурой на Земле, проявившей свойства мыслящей материи было следующее:
Мыслящая информация - это сознание человека и некоторые другие психические функции (например эмоции, которые подталкивают сознание к принятию «подходящих» решений и отталкивают от «неправильных»). Сознание обеспечивает комплекс образов окружающего мира (прямых и абстрактных), которым можно манипулировать, воссоздавая и моделируя в сознании окружающую реальность. Это - «центр» мыслящей материи, ее «информационная» часть, часть, где происходит обработка информации и принимаются решения. Далее, для земной мыслящей материи,
Носитель мыслящей информации - это высшие отделы мозга, обеспечивающие функционирование сознания (например, кора мозга, в которой проходят импульсы сознания, а так же гипоталамус, гиппокамп, миндалина и фронтальный неокортекс — где рождаются, развиваются и умирают все наши эмоции).
Носитель мыслящей материи – это сам человек, обеспечивающий передачу информации от сознания к окружающему миру и организацию окружающего мира. 
Организуемая часть мыслящей материи — это весь «рукотворный» окружающий мир —всё, что организует и контролирует человек: здания, города, машины, — всё что он строит согласно планам, возникшим ранее у него в сознании.
.
Такая первая структура земной мыслящей материи существовала до появления орудий труда, которые стали тоже обеспечивать процесс организации окружающего мира. Сейчас информация о том, как организовать окружвющий мир,  передаётся от сознания через спинной мозг, руки человека и инструменты в окружающий мир. Окружающий мир при этом преобразуется – согласно планам, представляющим изначально какой-то электрохимический процесс в мозге человека. То есть, в настоящее время, организатор мыслящей материи – это не только тело человека но и все инструментальные средства человечества – от гвоздя до роботизированных заводов.

Следующий этап развития земной мыслящей материи – это расширение информационной части мыслящей материи. После того как появилась возможность хранить мыслящую информацию вне мозга, носителем мыслящей информации становится всё культурное наследие человечества. К носителям мыслящей информации относятся и наскальные рисунки (которые хранят информацию о структуре племени, организации жилищ, методах и объектах охоты), и программы компьютерного дизайна, помогающие человеку моделировать архитектору.

Далее  – расширение не только информации, но и процессов обработки информации на «не-человеческие» носители. В этом случае, все аспекты мыслящей информации (как сама информация о материи, так и процесс её моделирования) располагаются вне человеческого сознания.  Начиная с устройств, способных обрабатывать информацию, процесс «обдумывания» уже не представляет собой целиком лишь электрохимический процесс в мозге человека. Теперь мыслящая информация хранит и обрабатывает данные на различных вспомогательных устройствах.

Далее происходит незаметный переход количества в качество: вычислительные мощности этих устройств начинают превосходить мощность человеческого мозга [12].
В результате, эволюция мыслительной деятельности без сопутствующей эволюции человеческого организма приведет к тому, что мыслящая материя рано или поздно столкнется с его ограниченностью, в частности, ей «станет мал» человеческий мозг. При достижении границ возможностей человеческого мозга, для мыслящей материи существует два варианта: остановка развития мыслительной деятельности в этих границах или переход мыслящей материи на новый носитель (как принципиально новый, так и искусственно улучшенный мозг).

Таким образом,  этот процесс может как вытеснить человека из эволюции земной мыслящей материи, так и поставить перед ним задачу радикального самосовершенствования [12]. Уже сейчас человек постепенно превращается в слабое звено мыслящей материи. В начале истории развития компьютерной техники  компьютер выполняет рутинную, а человек – интеллектуальную работу, и затем принимает решение. Далее, с появлением методов и алгоритмов искуственного интеллекта, компьютер уже выполняет и рутинную, и интеллектуальную работу, а человек только принимает решение.
Именно принятие решения делает пока человека хоть и слабым, но ключевым звеном. Пока в руках у человека  находится этот последний этап(отмена или одобрение принятого решения), все предыдущие этапы можно рассматривать как инструмент в руках человека. И арифмометр и суперкомпьютер могут никогда не стать неким «искусственным разумом», оставшись лишь инструментами и хранителями информации, которой манипулирует человек. Математик боится компьютера не больше чем землекоп – эскаватора. Конечно, до тех пор пока и компьютер и эскаватор не начинают принимать самостоятельные решения, не спрашивая человека что им делать. Именно в окончательном принятии решения, а не в разумной обработке информации обыватель видит угрозу со стороны искусственного интеллекта. И интуиция человека его в этом не подводит - принятие решения сегодня является последней областью мыслящей информации, которую человек ещё не до конца готов уступить машине.
Но, в конце концов, это принятие решения становится и самой медленной, и самой ненадёжной операцией. Уже сейчас «человеческий фактор» гораздо чаще приводит к ошибкам и авариям чем «сбой техники».  Между тем, к концу ХХ-го века компьютерные программы смогли оценивать качество принятых решений и выбирать наилучшее решение из множества возможных.
В [11-12] показано что и при изымании «слабого звена» и при «укреплении слабого звена» (а эволюция пойдёт сразу по обоим ветвям развития), начнётся самоускорение прогресса улучшения носителя мыслящей информации, а именно: возможность улучшения носителя приводит к лучшему его функционированию, что, в свою очередь, приводит к новым идеям улучшения носителя мыслящей информации. Такая обратная связь обеспечивает самоускорение и именно такой механизм может лежать в основе технологической сингулярности, то есть, взрвывного развития прогресса, уходящего за рамки понимания вообще[5,11]. При этом, сингулярность прогресса будет относительной, а именно, она будет наблюдаться с точки зрения людей, «оставшихся людьми» (такие люди названы в [5] «реликовыми людьми»). В то время как с точки зрения мыслящей материи, стремительно уходящей от реликовых людей по пути прогресса, будет наблюдаться «обычное» эволюционное разнообразие носителей и организаций мыслящей материи.
Именно это эволюционное разнообразие мыслящей материи и будет являться тем «постчеловеком», о котором говорит трансгуманизм. Некоторые из родов, видов и подвидов мыслящей материи будущего уже намечены в [5,11], но в целом трансгуманизму ещё предстоит открыть возможные виды постчеловека. И теория мыслящей материи может послужить в этом одним из самых эффективных инструментов. Повторяя [12], хочу привлечь к сотрудничеству заинтересовавшихся этой тематикой –  теория мыслящей материи предоставляет широкие возможности для прогнозов, экспертных мнений, компьютерного моделирования и даже научной фантастики.

Алесь Мищенко, 2015
www.ales.co.nf

Список литературы

[1] Anders Sandberg. Introduction to Transhumanism, 2000 (http://www.aleph.se/Trans/Intro/index-2.html)
[2] Алесь Мищенко. Будущее человечества: ноосферный бум, Журнал «Гибрид», 2002  (http://gibrid.ru/main/vedenie/trip014.htm)
[3] Алесь Мищенко. От Жизни к Мысли. Ноосфера как глобальное искусственное сознание // Искусственный интеллект, 2003. № 1. c. 215-229. (http://www.ipai.net.ua/general/ai_begin.php3?m=26&l=r)
[4] Алесь Мищенко. Тенденции развития планетарного интеллекта Труды межд.конф. «Интеллектуальные и многопроцессорные системы – 2003» Геленджик, Сентябрь 2003
[5] Алесь Мищенко. Цивилизация после людей, – изд-во Голода, Санкт-Петербург, 2004
[6] Алесь Мищенко. От человека к мыслящей материи // Искусственный интеллект. – 2004.– № 3
[7] Алесь Мищенко. Будущее человеческого сознания. – СПб.: Логос, 2004.
[8] Валерия Прайд. Влияние интеллекта на эволюцию человека или Первая аксиома трансгуманизма (http://www.transhumanism-russia.ru/content/view/267/129/)  журнал "Эволюция", № 2, 2005
[9] Данила Медведев. Технологии трансгуманизма, 2006 (http://transhuman.ru/biblioteka/transgumanizm/tekhnologii-transgumanizm)
[10] Алесь Мищенко. Моделирование развития человеческого интеллекта // ИИ-ИС'2008 №1
[11] Алесь Мищенко. Апгрейд в сверхлюди: Технологическая гиперэволюция человека в XXI веке, – изд-во УРСС, Москва, 2008, 2009, 2013 (3 переиздания) (http://urss.ru/cgi-bin/db.pl?lang=Ru&blang=ru&page=Book&id=166693)
[12] Алесь Мищенко. Радикальная футурология и наука о мыслящей материи 2015 (http://futurologija.ru/texts/radikalnaya-futurologiya-i-nauka-o-myslyashhej-materii/)
[13]  Алесь Мищенко.  Изменение биологической основы человека и другие виды мыслящей материи будущего, журнал "арт-электроникс", 2015 (http://artelectronics.ru/posts/myslyaschaya-materiya)